Родители — дома, педагоги — в учебных заведениях стараются сеять разумное, доброе и вечное в сердцах детей. Но, порой случается, что «семена» эти удобряются отнюдь недобрыми поступками несовершеннолетних. Об одном таком случае и наша история.

Владимир (тут и далее имена изменены по этическим соображениям, — прим. автора) воспитывается в среднестатистической семье, учится в лицее на тракториста, занимается спортом. Он — самый младший ребенок. Есть еще старшие братья и сестра. Отношения между домочадцами хорошие. Поэтому родители и подумать не могли, что сын «вляпается» в неприятности.

В августе прошлого года друг Вовы без разрешения взял его телефон и ненамеренно разбил. Понимая, что вещь дорогостоящая, герой публикации потребовал от виновника компенсацию в размере 120 рублей, но тот возмещать ущерб отказался, думал, что и так все уляжется. Но не тут-то было…

— Однажды я остался на ночевку у Макса. Помогал навести в квартире порядок. Во время уборки он мне показал деньги и убрал их в металлическую шкатулку, — вспоминает подробности произошедшего подросток. — Утром, пока друг не видел, я забрал из шкатулки 110 рублей и ушел домой. Я посчитал, что это послужит возвратом долга за разбитый телефон.

Но Максим мнение товарища не разделил, обнаружив пропажу, он явился к тому домой. Вова поначалу все отрицал, но когда приятель заявил об инциденте в милицию, понял, что отпираться нет смысла. Все закончилось относительно благополучно: в суде стороны примирились. Виновника на год поставили на учет в инспекции по делам несовершеннолетних. А могли назначить до трех лет лишения свободы…

Причина поступка банальна — юношеский максимализм. Подросток решил: «Я могу!» И у него не было ни малейшего представления ни о тяжести преступления, ни об ответственности за него.

— Думаю, своим будущим детям я расскажу о проступке. Да, мой пример — не лучший для подражания. Но я не хочу, чтобы они попали в такую же ситуацию, как я, — сожалеет молодой человек.

Заместитель директора по воспитательной работе лицея Виктор Гобот трудится в учреждении уже пятый год. Он считает, что несовершеннолетние отличаются непостоянством, и советует родителям быть с детьми активными, интересоваться, что их волнует.

— Когда пришел на работу в лицей, было тяжело. Не знал, чем дышат подростки, что им интересно, какие темы обсуждают. Кроме того, я в их глазах не был авторитетом — молодой парень, который что-то там за жизнь хочет рассказать, — делится он. — Но я сразу пресек любые попытки перейти на «ты».

Стереотипный образ учащегося лицея или, как говорят в народе, ПТУ-шника, предполагает воспитание в неблагополучной семье. Отчасти это так. Треть воспитанников — именно из таких семей. Некоторые из них никогда не слышали ласкового слова от мамы. А отцы, если и были, то, возможно где-то отбывают наказание. Зачастую такой «генетический код» толкает подростка на преступление.

— Мы стараемся смотреть за каждым воспитанником. Проводим различного рода беседы, совместно с субъектами профилактики организовываем мероприятия. Если же кто-то оступается, то смотрим, не на само нарушение, а скорее на мотивы. Почему он совершил его, что произошло? Главное, чтобы он все осознал и нашел силы в этом признаться. Не нам, а самому себе, — объясняет Виктор Сергеевич.

Он уверен: каждый из ребят способен выбрать правильный жизненный путь, нужно только умело его направить, выслушать и поддержать в сложный момент. Тогда не зародится мелкое зерно преступности, которое может прорости в цветок криминального мира.

Алеся ЛИТВИН, фото Виктора ПАВЛОВА