Недавно в одном из наровлянских магазинов мне попались на глаза луковые лепешки, на упаковке прочитала название «Райский хлеб» и адрес: Завойть.

Пять лет назад наша газета писала об открытии частной пекарни в Наровлянском районе. Тогда только все начиналось, и герои публикации были полны надежд и оптимизма.

Я решила наведаться в гости к местным производителям и узнать, как сложились у них дела. Для начала съездила в деревню днем, познакомилась с владельцем пекарни Артаком Джангиряном и его женой Аидой. За кофе с вкуснейшей домашней ореховой пахлавой разговор получился душевным и искренним, супруги не только рассказывали о своей работе, но и делились воспоминаниями, проблемами, с которым пришлось столкнуться за последние годы. Слушая Артака, я как будто мысленно попала в далекий, теплый Ереван. Там он, еще будучи мальчишкой, помогал маме в пекарне, где та работала. Позже был еще один учитель, который заметил в парне талант и уже после небольшого срока обучения стал  доверять очень сложный технологический процесс: замес теста. А на это, к слову, уходило девять мешков муки за раз.

Еще в молодости Артак начал работать сначала в родном Ереване, затем пришлось помотаться по разным городам, помогая владельцам новых пекарен запускать их в работу. И вот уже почти восемь лет как судьба связала его с Беларусью. Сначала был Гомель, а потом переехал в наш город.

В Наровле создать производство не получилось, но в деревне Завойть удалось взять в аренду здание бывшего детского сада. Было закуплено оборудование, транспорт, началась работа. Ассортимент пекарни довольно разнообразен для небольшого частного бизнеса: по двенадцать наименований хлеба и булочек, праздничная выпечка на заказ. И все было бы неплохо, производство могло развиваться, владельцы создали несколько новых рабочих мест для жителей райцентра и Завойти, их продукция стала поступать в наш город и соседний Ельск. Но сейчас делам мешает конфликт между двумя соучредителями. Споры об имуществе повлияли на доставку хлеба покупателям, под вопросом не только планы, которые были на Мозырь, но и Ельск. К сожалению, и объемы сейчас небольшие, как говорит Артак: «Я хороший пекарь, но плохой бизнесмен». Сейчас в ООО «Райский хлеб» работают восемь человек, включая директора. Маленькой пекарне сложно конкурировать с хлебозаводами за место на полках магазинов, остается брать качеством и вкусом. Для успешного ведения дел нужно заключать договоры с торговыми организациями, выстраивать логистику. Пока нет надежного и опытного сотрудника, который мог бы в этом помочь. Да и бывшие «коллеги» ставят палки в колеса, причем, почти в буквальном смысле, создав   предприятию проблемы с транспортом.

Но как бы не опускались руки — именно в них сейчас любимое дело. Каждый вечер в цехах зажигается свет и начинается нелегкий труд, заниматься которым могут только хорошие люди: хлеб, как живая субстанция, чувствует душу человека. Вся ночь уходит на выпечку заказов, чтобы утром свежий хлеб и ароматные булочки попали в магазины.

Я решила проверить на себе, как это всю ночь провести в пекарне. Правда, мой труд гораздо легче, чем у Артака, Аиды и их помощницы Светланы Дасько, которая уже пять лет работает с ними формовщицей изделий. Я просто снимала процесс, с удивлением на все смотрела и слушала, вдыхала аромат свежеиспеченного хлеба. А пекари, как и каждую ночь, все это время замешивали и разделывали тесто, формовали разные виды изделий и пекли их в огромной печи. Уже к полуночи я сдалась, не дождавшись самого вкусного: булочек с разными начинками. Возвращаясь ночью в Наровлю, по дороге ела горячую сайку, отщипывая по кусочку хрустящую корочку, а в Завойти еще вовсю шла работа.

Виола ЛЕХНОВИЧ, фото автора