Григорий Николаевич в числе фронтовых шоферов внес огромный вклад в разгром фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны.

— Дядю призвали в действующую Красную Армию в первые дни Великой Отечественной, — рассказывает в письме Николай Александрович. — Он до войны окончил курсы ОСОАвиаХима (так тогда именовался нынешний ДОСААФ, — прим. автора), где получил водительские права. Сначала служил шофером в 47-м автобатальоне 148-го стрелкового полка. Там же 10 октября 1941 года и принял присягу на верность Родине. Дяде довелось пережить отступление наших войск, многочисленные бомбежки, которым подвергалась их автоколонна. Вот и в начале ноября 1941-го автомобиль ЗИС-5 рядового Мальчука и другие машины атаковала вражеская авиация. Техника вышла из строя, а шестеро водителей, в том числе и мой дядя Гриша, попали в плен. Правда, были там недолго — через семь дней всем однополчанам-водителям по счастливой случайности удалось бежать. Бойцы успешно перешли линию фронта и оказались в расположении частей Красной Армии.

Началась окопная фронтовая жизнь. Григорию Мальчуку, оставшемуся без машины, пришлось осваивать стрелковое мастерство. В одной из атак на расположение противника отличился и боевой расчет пулемета «Максим», в состав которого входил и наш земляк. Он тогда, а было это суровой зимой 1942 года, получил свою первую боевую медаль «За отвагу».

Уже позже, когда Красная Армия вела наступательные операции, Григорий Николаевич вновь стал шофером: на ЗИСах, трофейном «Студебеккере» перевозил на передовую снаряды, орудия, военное имущество. И выполнять эту крайне ответственную и очень опасную работу вновь доводилось через свист пуль, разрывы снарядов, «объезжая мины по путям-дорогам фронтовым» — точь-в точь, как поется в знаменитой песне. За проявленные мужество и героизм фронтовой водитель отмечен медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Сразу после Великой Победы сержант Мальчук убыл в управление военного коменданта Риги, где и служил командиром отделения шоферов до 27 мая 1946 года.

— Демобилизовавшись, Григорий Николаевич вернулся на малую родину в деревню Киров, — продолжает рассказ Николай Мальчук. — Дядя Гриша опять же на «Студебеккере» возил лес на шпалозавод, расположенный в поселке Братское, откуда уже готовый материал (столбики-стойки) отправлялся на украинский Донбасс для крепления угольных шахт. Затем   трудился в Кировском сельпо, доставлял товары повседневного спроса и другие народнохозяйственные грузы на различных машинах. К сожалению, дядя ушел из жизни рано — в июле 1967 года, когда ему было 47 лет. Сказались тяжелые военные годы.

По прошествии уже многих лет мы, родные и близкие дорогого нам Григория Николаевича, всегда помним о нем, гордимся его фронтовой и трудовой биографией. А собираясь большой семьей по случаю праздников, в том числе и Дня Победы, пересказываем военные воспоминания дяди Гриши, которыми он, будучи очень скромным человеком, делился с нами только изредка.

Именно благодаря таким людям, как наш земляк, мы и сейчас живем под мирным небом, уверенно смотрим в будущее.

Ольга ПАРТЫКО, фото из архива Николая Мальчука