Павел БРАЙЧУК прожил уже без малого 100 лет. За эти годы он повидал всякого — и хорошего, и плохого. Что-то забылось, а что-то навсегда врезалось в память. Среди таких событий — Великая Отечественная война.

С каждым годом становится все меньше свидетелей военного лихолетья. Поэтому так важно сохранить воспоминания тех, кто испытал на себе все тяжести и горести «коричневой чумы», передать их истории потомкам. За бесценной информацией отправляемся в Кировский сельсовет.

Красновка. Деревня затерялась в полесской глуши. В середине прошлого века здесь проживало более 700 человек, сегодня — 49. Один из них — Павел Брайчук. В августе он отметит 96 лет. Но, несмотря на почтенный возраст, он ясно помнит события Великой Отечественной.

— Я родился в 1926 году в деревне Дятлик. Батьки были крестьянами. В семье нас было шестеро детей. Я — старший. Мать с батькой воспитывали нас в труде и сами трудились. Так было принято, — вспоминает Павел Петрович. — Когда началась война, мне было 15 лет. О том, что фашисты на нас напали, мы узнали не 22 июня, а позже, так как у нас в деревне даже радио не было. Весть принесли из Кирова (здесь и далее стилистика рассказчика сохранена, — прим. автора).

Отца вместе с другими мужчинами забрали в Наровлю в военкомат, но на фронт не отправили. Земляки недоумевали: почему это Брайчука не берут? Но там ответили: он еще дома пригодится. Так и случилось.

— Когда в Киров явился партизанский отряд Ковпака, не успев обосноваться, его представители приехали в Дятлик к батьку. Вместе с ними он ушел на Украину. Там занимался подрывом мостов, диверсионной деятельностью.

Долгое время в деревне было относительно спокойно, фашисты не появлялись, боялись ковпаковцев. Лишь изредка сбрасывали с самолетов зажигательные бомбы. Но однажды приехали человек 20 немецких солдат. Стали расспрашивать, кто остался в Дятлике.

— Это все происходило на моих глазах. Слышу, как кто-то из соседей сказал, что дома остался Брайчук. Стали у меня дознаваться, где батька. Я ответил, что на поле косит гречку. Вместе с немцем, под прицелом его автомата, я пошел за батькой. Увидев нас, он испугался, закинул косу на плечо и побрел домой.

Думая, как ему помочь, я побежал к пожилому немцу Криштофу, который пришел в примы в Дятлик и жил через несколько хат от нас. Он пошел к фашистам, о чем-то с ними пошверготал, и батьку отпустили, — рассказывает мужчина.

До войны в деревне функционировали магазин, клуб, колхоз. С началом Великой Отечественной колхозный скот разобрали по собственным подворьям местные жители. Брайчукам достался вол — «хорший, обученный». При какой-либо угрозе со стороны немцев они запрягали его в воз и ехали в Кондратово селище — местность в лесу, в двух-трех километрах от деревни. Туда же приходили и партизаны, они забирали с собой отца Павла Петровича. Куда? Не известно, но бывало, что он отсутствовал по несколько дней.

Запомнился мужчине и случай предательства. По соседству с ними проживала семья Торбенко. В поисках спокойствия они решили перебраться в украинское село Становище, которое уже было занято немцами.

— И тут стала Надя Торбенко приходить в Дятлик. Под предлогом, что навещает сына, узнавала различную информацию и передавала немцам. Об этом стало известно партизанам. Они засели в засаду и ждали. Когда она явилась, то партизан застрелил ее. Похожая участь ждала и сына той женщины. За то, что он завел партизан в глухой украинский лес и оставил их там, его насквозь проткнули колом и бросили в канаву.

Вспоминая те события, Павел Брайчук говорит, что это было страшное время. великую Победу он встретил на рабочем месте. К тому времени уже был бригадиром полеводческой бригады в совхозе. 30 лет он посвятил этой деятельности, столько же был депутатом сельского совета. Пришлось познать ему и горе, принесенное чернобылем. Но и радостей было немало. Вместе с супругой воспитали двоих детей, дождались внуков и правнуков. 16 лет, как ее не стало. Живет Павел Петрович один, навещают его родные. Незаменимый помощник по хозяйству — соцработник Лариса. Она и есть приготовит, и в доме уберет. Хорошо отзывается пенсионер и о председателе Кировского сельского Совета Денисе Сахарчуке. Говорит, что тот навещает его в праздники, да и так, нет-нет, и заедет проведать.

— Самая большая в жизни ценность — это мир. Его беречь нужно, не враждовать друг с другом. Глядите, в какой мы хорошей стране живем: и школы, и больницы строятся, для деток столько всего делается. Мы, старики, вовремя получаем пенсию, о нас заботятся. Сегодня ведь все есть, только работай и приумножай. Я вас прошу, не допустите никогда беды на нашей земле.

Алеся ЛИТВИН, фото Виктора ПАВЛОВА