27 января 1945 года, Красная Армия освободила узников фашистского лагеря смерти Освенцим. Для недопущения подобных преступлений против человечества в будущем ООН объявила эту дату Международным днем памяти жертв Холокоста. Среди 800 000 евреев, которые были замучены на территории Беларуси нацистами и их пособниками, были и наровляне.

Полноводная Припять еще помнит старую Наровлю тех лет, когда на одного христианина приходилось десять иудеев. По данным переписи 1897 года здесь проживало более 1 тыс. евреев, которые составляли 92,5 % местного населения. Они мирно жили рядом с белорусами, русскими, украинцами, дружили, отмечали праздники. Но все изменилось в августе 1941 года, когда Наровлянщина была полностью захвачена немецкими войсками.

— Для осуществления политики геноцида сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, жандармерия, гестапо и прочие. Уже с первых дней оккупации немцы начали отделять евреев от остальных жителей и убивать их, — поясняет прокурор района Павел Ярмош.

Вермахт принял активное участие в изоляции евреев от остальной части населения. Показательно в связи с этим административно-хозяйственное распоряжение № 5 от 21 августа 1941 года командующего тылом группы армий «Центр» генерала Макса фон Шенкендорфа. В нем сказано, что в связи с необходимостью «строгого контроля за деятельностью евреев» им «запрещается покидать район своего места жительства».

Оккупационные власти под страхом смерти запретили евреям снимать желтые латы (опознавательные знаки на верхней одежде), менять место проживания и квартиру, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на территории парков и общественных мест, посещать школы.

 «…сперва у всех граждан еврейской национальности изъяли имущество, под страхом смерти запрещали не только продавать или давать им продукты, но даже с ними разговаривать». (Из протокола опроса П. Бушелевой, 11 февраля 1945 г.)

Это преследование иудеев проходило в рамках политики «Окончательного решения еврейского вопроса».

— Из материалов уголовного дела по факту геноцида белорусского народа следует, что в конце октября — начале ноября 1941 года в Наровлю приехал отряд из Хойник и приказал всем евреям собраться в доме гражданина Абрама Фридмана. В дом, где было более 100 человек, ворвалась полиция, разбили лампу и начали прикладами избивать людей. Они не смотрели, кто перед ними. Избивали всех: и стариков, и женщин, и детей. Месяц спустя, согнали всех в тот же дом. Оттуда — на еврейское кладбище. Там их всех расстреляли, — со скорбью рассказывает Павел Викторович.

Архивные документы хранят множество свидетельств очевидцев тех страшных и трагических событий. Некоторые из них размещены в книге «Память». Но, несмотря на все старания гитлеровцев, им так и не удалось решить «еврейский вопрос». Ведь Беларусь помнит своих детей. Миллионы евреев, погибших в годы Второй мировой войны, своей смертью попрали смерть. Они все еще живы в памяти потомков…

На братской могиле невинно убиенных сынов и дочерей Давида в Наровле стоит памятник. Его установили в 1945 году. Это был один из первых в Беларуси памятников жертвам Холокоста.

«1944 год. Только освободили Наровлю. После возвращения из эвакуации Каплан Галя, Каплан Хана и другие активисты составили список погибших евреев. В нем 153 человека. Указали фамилии, имена и у кого знали, отчества. Инициативная группа в составе Каплан Исроэл-Хаим, Кравец Лейзер, Хейфец Зусь, Кветный Гирш, Бухман Мотл и других решила собрать деньги среди евреев, белорусов, поляков и чехов (живших в то время в деревне Физинки) для установки памятника. Отказов почти не было. Наняли мастера, жителя Наровли, Белоглавка. Памятник открыли осенью 1945 года в день Йом Кипура». (Из воспоминаний старожила Наровли З. Рахлевского)

В 2012 году на мемориальных плитах, к спискам погибших, добавлены фамилии еще 40 человек, чьи имена установили сотрудники районного историко-этнографического музея.

Ежегодно в дни поминовения возле памятника собираются жители и гости райцентра, чтобы почтить память еврейских мужчин, женщин и детей. Ведь забыть о событиях Холокоста — значит убить еще раз.

Алеся ЛИТВИН, фото из Интернета