Прошло 35 лет после катастрофы на ЧАЭС. Несмотря ни на что, жив и процветает наш родной Наровлянский край! Открываются новые производства и объекты торговли, создаются рабочие места, обновляются учреждения здравоохранения, образования, культуры. Люди продолжают жить и трудиться, растить детей, делая все возможное, чтобы каждый день был наполнен реальными делами на благо малой родины.

БЕЗ ПРИКРАС И РОМАНТИКИ

Каждый апрель навевает грусть. Катастрофа затронула много семей, включая и нашу. В 1986-м мне было шесть лет. Осенью собиралась в школу. Но в первый класс пошла только через год. Все лето провели в круглосуточном детском саду в г.п. Красносельский, куда нас вывезли с воспитателями. Дни, лишенные разнообразия, тянулись долго, очень хотелось домой, к маме… До сих пор помню медосмотр, выдачу новой одежды, а брошенная вслед фраза «чернобыльские ежики» вызывала в детской голове немые вопросы: Почему ежики? Почему чернобыльские? Да мы вообще не хотели никуда ехать, у нас свой, самый лучший, город, самые уютные дома и любимые игрушки! Позже это невидимое клеймо мы будем носить в пионерских лагерях и санаториях, куда нас вывозили постоянно… В память о том далеком времени, в моем шкафу, как реликвия, хранится байковый синий халатик, который с другими вещами выдавали девочкам. Выбросить его я не смогу…

ЖИЗНЬ НА «СЛОЖНОЙ» ЗЕМЛЕ

До чернобыльской катастрофы на Наровлянщине проживали 21,5 тысячи человек. Сейчас — почти в два раза меньше. После взрыва на ЧАЭС в зону первоочередного отселения попали 34 деревени. Сегодня в Наровле живут более 8 тысяч жителей — немногим меньше, чем до аварии, но и отсюда, кто хотел, уезжал в чистую зону. А кто остался, учились жить по соседству с радиацией.

В 1990-м наша семья получила квартиру на отселение в Волковыске. Родители дважды ездили в новый микрорайон, специально построенный для переселенцев, но на переезд так и не решились. О том, что остались, никто не жалел. Как сложилась бы жизнь на чужбине, неизвестно. А в Наровле были родственники, знакомые, соседи. Все также работали предприятия и школы, звучали детские голоса, цвели сады. Да и некоторые жители района возвращались обратно в родные места. Теплилась надежда…

ВРЕМЯ ЛЕЧИТ

Наровлянщина, которой пророчили запустение, возрождается. Новый импульс для развития район получил благодаря Госпрограмме по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Сегодня мы в лидерах по естественному приросту населения в республике. Дети имеют право на бесплатное питание в школе, санаторно-курортное лечение и оздоровление. Многое делается для того, чтобы не чувствовали себя забытыми и одинокими люди пенсионного возраста.

Строится социальное и арендное жилье. Оказывается финансовая поддержка молодежи. По законодательству, молодому специалисту с контрактом на пять лет выплачивают 200 БВ, при повторном подписании — 300.

Построены две молочно-товарные фермы, модернизированы градообразующие предприятия — ОАО «Красный Мозырянин» и ОАО «Наровлянский завод гидроаппаратуры», объекты учреждений образования, здравоохранения, культуры.

Введены в эксплуатацию две станции обезжелезивания в Кирове и Антонове. В последнем также проложены водопроводные сети. Проведена их замена и в Физинках, в райцентре по улицам Минской и Ленина. Заменено насосное оборудование на артезианских скважинах во многих сельских населенных пунктах.

Чтобы наш район имел красивый, ухоженный вид, постоянно ведутся работы по озеленению и наведению санитарного порядка, установке детского игрового оборудования, беседок и малых архитектурных форм. Масштабная работа по благоустройству коснулась территории районной больницы.

В развитие пострадавшего региона вкладывает средства государство. Только в прошлом году на реализацию комплекса защитных мероприятий в сельском хозяйстве, обеспечивающих производство продукции, соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов, выполнению работ по ликвидации непригодных объектов, дезактивации, захоронению радиоактивных отходов, требующих специального обращения направлено 262 434,00 рубля.

За последние годы сделано немало на пути к возрождению территории зоны отчуждения и отселения. Они постепенно оживают. Речь идет не только о возвращении земель, прошедших жесткий радиометрический контроль, в оборот, но и о развитии туризма. Находятся и другие направления для развития: коневодство, пчеловодство, успешно работает лесозаготовительная отрасль.

Как настоящие хозяева своей малой родины, мы наводим чистоту, порядок и уют в нашем общем доме, сохраняем теплоту очага в семьях, проявляем ответственность и дисциплинированность на рабочих местах. И верим в то, что наша земля, пережившая боль и трагедию Чернобыля, когда-то снова будет дышать полной грудью.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото Виктора ПАВЛОВА