Все люди хотят жить в мире. Ни один очевидец боевых дей­ствий никогда не произнес хо­рошего слова о войне. Это зло, приносящее горе в каждый дом, в каждую семью. Но, к сожале­нию, как сейчас принято гово­рить, горячих точек в современ­ном мире меньше не стало. Нужно быть готовыми к любо­му повороту колеса истории. Наш народ всегда славился своими вер­ными сыновьями, готовыми в лю­бую минуту подняться на защи­ту Родины.

Наш земляк Никита Иванович Захилько призывался в армию еще в 1939 году, когда военные события развивались на терри­тории Западной Белоруссии. Едва вернувшись в родной Тешков к жене и детям, снова стал собирать солдатский вещме­шок. На этот раз воевать при­шлось на Кольском полуостро­ве. О советско-финской войне мало говорят и пишут.

— Та суро­вая зима 1940 года запомни­лась всем выжившим — замерз­ших и обмороженных с нашей стороны было больше, чем уби­тых и раненых, — вспоминал Ни­кита Иванович.

Но ему, рядово­му пехотного полка, повезло, и, конечно, очень помог опыт про­шлой войны. Приказы выпол­нял неукоснительно и цел-невредим остался.

Уже в день мобилизации, ког­да все мысли были на далекой Припяти, случился у солдата приступ аппендицита. Северный климат не способствовал заживлению раны. И дома еще более месяца ждали его возвращения, ждали с тревогой и нетерпением.

О том, что случилось в 1941 году, написано во всех учебниках истории. А 29-летний Никита Захилько и его поколение начали писать эту историю своими шагами: от Тешкова — до Москвы, а потом от Москвы — до Берлина. Четыре года, теперь уже в батальоне связи, наш земляк  шагал рядом со смертью от первого до последнего дня. Несколько раз был ранен, но возвращался в строй.

— Всех, кто в те годы был рядом, уже не вспомню, — говорил ветеран. — Но командир у нас был хороший. Его грамотные решения спасли жизнь многим, в том числе и мне. Если бы сейчас он вошел ко мне в дом, был бы самым дорогим гостем за все мои девяносто лет жизни!

Об ужасах, о том страшном, что пришлось увидеть и пере­жить, солдат вспоминать не лю­бил. Зато с какой радостью Ни­кита Иванович вспоминал окон­чание войны! Как тогда встреча­ли поезд с демобилизованными красноармейцами в городах освобожденной Европы! А как его встречали дома! Словами пере­дать то ликование невозможно.

Но радость радостью, а впе­реди было еще время послево­енной разрухи… И бывший свя­зист работал тогда ездовым в колхозе им. Ленина. Через не­сколько лет семья переехала в Наровлю, и дальнейшая трудо­вая биография Никиты Иванови­ча связана с Наровлянским ДОКом. Здесь он работал до ухода на заслуженный отдых. Неоднок­ратно был награжден почетны­ми грамотами, ценными подар­ками.

Из архива «ПП»