Эпоха цифровизации во многом облегчила жизнь не только честным гражданам, но и нечистым на руку представителям общества. Каждый день регистрируются киберпреступления, суммы ущерба варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.

Факты мошенничеств в большинстве случаев связаны со звонком из банка «службы безопасности», покупкой и продажей недорогих товаров в интернете. Граждане беспечно расстаются со своими денежными средствами и перечисляют на счета злоумышленников собственные сбережения.

Так, за 2020 год в районе выявлено 17 преступлений, совершенных с использованием интернета. В 15 случаях преступникам удалось убедить потерпевших предоставить реквизиты своих банковских карт, что позволило злоумышленникам удаленно совершить хищение денежных средств с карт-счетов, в двух — жертвы преступлений самостоятельно перечислили денежные средства мошенникам. Общая сумма  хищения составила 6 846 рублей 37 копеек.

В 2021 году на Наровлянщине зарегистрировано десять аналогичных преступлений. Практически во всех случаях потерпевшие пренебрегли правилами финансовой безопасности, сообщив реквизиты карт. Нехитрая схема позволила хакерам обогатиться  более чем на 6 500 рублей.

— Несмотря на то, что общее количество обманутых граждан незначительно уменьшилось, размер похищенных средств практически не изменился, — комментирует начальник районного отдела Следственного комитета подполковник юстиции Павел Василевский. — Преступники меняют способы обмана граждан. В настоящее время злоумышленники активно используют торговые интернет-площадки «Куфар», «market.by» и другие ресурсы на которых обычные граждане размещают объявления.

Алгоритм обмана прост: в ходе интернет-общения, под предлогом покупки товара с использованием курьерской доставки, мошенники направляют потерпевшим фишинговые ссылки, переходя на которые последние передают конфиденциальные сведения: полные реквизиты банковских карт, ПИН- и СVV-код, логины и пароли от систем дистанционного банковского обслуживания.

Правоохранители настоятельно просят граждан относиться требовательно и настороженно к собственной финансовой безопасности. И, как следствие, выполнять нехитрые рекомендации:

— при звонке из «банка», который вызывает подозрение, прервите разговор и перезвоните по номеру, указанному на обороте вашей банковской карты;

— не сообщайте данные карты, пароли и другую персональную информацию;

— не называйте коды и пароли из поступающих смс-сообщений, не переходите по присланным ссылкам, не устанавливайте в смартфон приложения, которые вам стараются навязать для скачивания.

Все эти меры настолько логичны и естественны, что диву даешься, как граждане продолжают отдавать «кровные» рубли.

Алеся ЛИТВИН