На днях в редакцию поступило письмо с просьбой, вернее даже с «криком души», как назвали его сами авторы. А обратились к нам сотрудники территориального центра социального обслуживания населения. Тема касается каждого: одинокая старость

О ней мы и побеседовали с директором центра Галиной Вишневской, заведующим отделением социальной помощи на дому Светланой Гарбуль и Надеждой Стрельцовой, которая ведет учет одиноких и одиноко проживающих граждан. Все они участвуют в работе смотровых комиссий, сами постоянно посещают такую категорию людей и не понаслышке знают о их жизни, проблемах и трудностях.

Сегодня в районе насчитывается 1 180 одиноко проживающих пожилых людей. Это те, у кого есть дети, другие родственники, но они живут отдельно. Еще 202 — это совершенно одинокие люди нетрудо-способного возраста. Данные о них были собраны в ходе обходов, проведенных ТЦСОН в Наровле и сельских населенных пунктах в первом квартале этого года.

При посещении стариков сотрудники всегда рассказывают о помощи, услугах, которые им может предоставить социальная служба. Раздают буклеты со всей важной информацией о центре. Но такую помощь изъявили желание получать лишь 193 человека. При том, что услуги соцработника оцениваются довольно скромно: от 12 до 25 рублей в месяц. А делают они для своих подопечных очень много. Ведь социальный работник зачастую становится едва ли не единственным близким человеком для одиноких пожилых людей. Именно он доставляет продукты, лекарства, готовит еду и помогает в бытовых нуждах. А еще общается, терпеливо выслушивает все, что наболело у опекаемых. Это тяжелый труд, не каждому под силу. Поэтому в ТЦСОН практически всегда нехватка кандидатов на имеющиеся вакансии соцработников, несмотря на то, что в последнее время повысилась заработная плата.

Делясь наболевшим, сотрудники центра подняли такую тему, как беззащитность некоторых стариков перед опасностью возникновения пожаров. Уже в этом году в нашем районе в огне погибли двое. Одной из причин является неблагополучное положение, в котором они жили. Но нужно учитывать разные факторы: болезни, забывчивость, невнимательность. Все это также может привести к трагедии. Не у всех пожилых людей домовладения оборудованы пожарными извещателями, или они не работают, бывают проблемы с печным отоплением, проводкой. За этим следят при посещении сотрудники разных служб. Но если есть нарушения, то самим пожилым гражданам сложно их устранить. У многих есть дети и родные, которым должно быть небезразлично, как живут пожилые родственники. Но они их навещают изредка, у кого-то дети далеко, кого-то бросили на произвол судьбы из-за своих обид. Бывает, приходится слышать: «У меня своя семья, жизнь устроена, а мама пусть живет как хочет». Запомнился случай, когда пришел соцработник, а в гостях у опекаемой женщины были дети и внуки. Они отдыхали во дворе, устроили пикник. А помочь убрать в доме или еще чем-то даже не собирались. Соцработник мыла полы, а гости веселились. И подобное творится сплошь и рядом. Одинокая старость, увы, беззащитна и беспомощна.

Сотрудники центра пишут сотни писем детям о том, что их пожилые мамы и папы нуждаются в помощи, а в ответ получают отмашки и даже угрозы. Хотя Кодексом о браке и семье предусмотрена ответственность детей за престарелых родителей. Даже если они жили отдельно, но большинство платили алименты на содержание. А сейчас могли бы в законном порядке требовать внимания к себе, но так не делают. У нас в обществе принято оправдывать и защищать детей, какими бы они ни были. Даже если они отвратительно себя ведут, живут и покупают выпивку за мамину пенсию, порой поднимают на нее руку. Или просто забывают о существовании родителей.

После всего услышанного мне захотелось позвонить своей маме, хотя бы просто поинтересоваться, как у нее дела. А вы часто общаетесь со своими родителями, навещаете их, помогаете, заботитесь об их безопасности? Если в душе что-то кольнуло, то еще есть время все исправить. Виола ЛЕХНОВИЧ, фото Алеси ЛИТВИН