Молдавия столкнулась с энергетическими проблемами, как и многие другие страны Европы. Эксперты полагают, что кризис — результат недальновидной политики молдавских властей, которые не смогли адекватно оценить имеющиеся риски. Чтобы хоть как-то разрулить ситуацию, они предлагают отключить уличное освещение, снизить температуру центрального отопления, перевести школьников и студентов на дистанционное обучение.

Раньше основные потребности (около 70 %) в электроэнергии республики обеспечивались Приднестровской ГРЭС. Молдавская ГРЭС должна была полностью снабжать страну электричеством до конца года, однако на фоне событий в Украине и неопределенности с поставками российского газа, на котором работает электростанция, Кишинев уведомили о возможных перебоях. В этой ситуации стороны ежемесячно продлевают контракт, а Молдавия решила часть электроэнергии приобретать у Киева, хотя это и значительно дороже.

В мае средняя цена закупки электроэнергии составила $66,7 Мвт ч. 70 % электроэнергии Молдавия закупала у МГРЭС по $59,5 за Мвт ч, а 30 % —            у украинской компании «Укргидроэнерго» примерно по $83,5.

При этом газ для работы электростанции поставляется «Газпромом» через территорию Украины, где сейчас полным ходом идет СВО. Решение о начале закупок электроэнергии у Киева было аргументировано необходимостью диверсификации поставок с целью обеспечения стабильности этих самых поставок.

Насколько логично использовать в качестве альтернативного поставщика Украину? Во-первых, там сейчас идут боевые действия. Во-вторых, электроэнергия дороже почти на треть, в-третьих, вокруг Запорожской АЭС идут бои и ситуация крайне опасная. Остановка АЭС (надеюсь, что именно остановка, а не авария) приведут к недостатку электроэнергии в самой Украине. Какова тогда будет судьба поставок в Молдову?

Вот и бывший министр экономики Александр Муравский раскритиковал новые источники закупок правительства. Он назвал «достаточно глупым» выбранный способ диверсификации. И не безосновательно, ведь это может спровоцировать первого поставщика в следующем контракте просить более высокую цену. А что? Если Молдова сейчас покупает электроэнергию у Украины за $83,5 за 1 Мвт, а отечественной Кучурганской ГРЭС платит по $59,5, то что мешает последней при новых переговорах попросить $75?

У Кишинева на данный момент огромный долг перед Газпромом — около 709 млн долларов. Молдова отказывается признавать размер долга и требует его полного аудита. Газпром на аудит согласен, но с условием полного погашения уточненной задолженности. Сомневаюсь, что это реально.

Председатель правления «Молдовагаз» Вадим Чебан признался, что Молдавия в августе не сможет внести авансовый платеж «Газпрому». Они обратились к поставщику об отсрочке по платежам.

В чем же проблема? А проблема в том, что в случае остановки поставок, без газа останется и Приднестровье — стратегически важный для России регион.

Это прекрасно понимают в Киеве. Сейчас существует риск, что Украина может закрыть путь движения российского газа через свою территорию, если «Газпром» не предоставит Кишиневу возможность отсрочки платежа. Но, лишив, таким образом, газа пророссийское Приднестровье, Киев оставит без электроэнергии всю Молдову. Вряд ли западные друзья позволят это сделать, ведь Молдова сейчас — место активного продвижения интересов Запада.

Ситуация напоминает гордиев узел, который все пытаются развязать, но похоже придется действовать методом Македонского. Вопрос прежний — кто станет первым?

Что же делает Молдова? Молдова не унывает. Уже на 30 % подняты тарифы на газ для населения, а власти страны планируют снизить потребление газа зимой на 15 %, и вообще, заменить проклятый российский газ молдавскими ивами. С этим предложением выступил вице-премьер Андрей Спыну. И, нет, это не шутка.

Тем временем в стране зреют беспорядки. В воскресенье в центре Кишинева прошел митинг против роста цен, собравший, по словам организаторов, 40 тыс. человек (по данным полиции — в десять раз меньше). Протестующие требовали отставки правительства и скандировали: «Долой власть!» Митинги проходят и в Гагаузии. В частности, митингующие требуют, чтобы президент и премьер-министр отправились в Москву и начали переговоры по газу. Вряд ли это придется по нраву Западу, заинтересованному в поддержании конфликта. Может быть поэтому, вместо переговоров в Молдавии уже с середины лета действует закон о запрете трансляции российских СМИ.

Алеся ЛИТВИН