Наша страна развивает международное сотрудничество в области регулирования ядерной и радиационной безопасности в двустороннем и многостороннем формате. Беларусь и МАГАТЭ подписали рамочную программу сотрудничества до 2027 года. Налажен и обмен опытом с регулирующими органами других стран. Чьими наработками интересуется Беларусь и каким опытом делится на международных площадках, о достижениях и дальнейших планах рассказали в интервью корреспонденту БЕЛТА представители Госатомнадзора — начальник отдела международного сотрудничества Наталья Даниленко и консультант Олег Соболев.

Фото носит иллюстративный характер

Взаимодействие с МАГАТЭ

— Какие планы у Госатомнадзора по развитию сотрудничества с МАГАТЭ?

Наталья Даниленко: В развитие рамочной программы сотрудничества до 2027 года мы подготовили заявку на новый проект Международного агентства по атомной энергии на следующий цикл, который начнется с 2024 года. Проект рассчитан на 4 года. Он содержит большой комплекс мероприятий и охватывает разные направления регулирующей деятельности, поэтому такой длительный период реализации нам кажется целесообразным.

Работа над новым проектом началась в 2022 году. Мы представили концепцию, Международное агентство по атомной энергии ее приняло и одобрило. Проектная заявка разработана и уже загружена на платформу МАГАТЭ. Сейчас ждем комментарии экспертов.

— В чем суть нового проекта?

Наталья Даниленко: Он ориентирован на получение экспертной поддержки со стороны МАГАТЭ на новом этапе реализации ядерной энергетической программы — после завершения строительства АЭС. По линии регулирующего органа проект будет охватывать надзорную деятельность, вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим топливом, совершенствование интегрированной системы управления и культуры безопасности, аварийную готовность и реагирование и другие. Часть мероприятий проекта непосредственно связана с деятельностью регулирующего органа, другая ориентирована на расширение возможностей и развитие нашей системы технической поддержки. Координатор этой системы — Центр по ядерной и радиационной безопасности. Мероприятия проекта нацелены на развитие центра и экспертное содействие в его работе. Кроме того, проектом предусмотрена поставка оборудования.

Олег Соболев: Хочу обратить внимание: рамочная программа сотрудничества с МАГАТЭ касается не только Госатомнадзора. Помимо регулирующего органа там представлены МЧС, Минэнерго, Минздрав. В работе с МАГАТЭ участвует и Белгидромет. Так что программой предусмотрен целый комплекс поддержки со стороны Международного агентства по атомной энергии. Кстати, это не первая рамочная программа сотрудничества Беларуси и МАГАТЭ. Подобные ей принимались и ранее.

— Как налажено сотрудничество с экспертами МАГАТЭ, планируются ли встречи в ближайшее время?

Наталья Даниленко: На следующий год запланирован ряд семинаров и экспертных миссий. В конце января у нас будет мероприятие на тему дифференцированного подхода в надзорной деятельности, в феврале — по развитию культуры безопасности в регулирующем органе.

Олег Соболев: Это точечная работа двух-трех экспертов МАГАТЭ с нашими специалистами по определенной теме. Хотел бы добавить, что их следует отличать от оценочных миссий. Последняя крупная миссия была в декабре 2021 года — пост-миссия МАГАТЭ по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры ядерной и радиационной безопасности (IRRS). Представители МАГАТЭ отметили, что Беларусь приняла все оценочные миссии агентства, рекомендованные стране-новичку. Это не значит, что крупных оценочных миссий больше не будет. Если возникнет потребность пригласить миссию по какому-то конкретному вопросу, мы будем это делать.

Участие в «Атомэкспо»

— В этом году после долгого перерыва, связанного с пандемией, прошел международный форум «Атомэкспо» в Сочи. В нем принимала участие белорусская делегация. Какой опыт зарубежных партнеров был интересен Беларуси и чем вы поделились в ответ?

Наталья Даниленко: В составе белорусской делегации по линии регулирующего органа были представлены Госатомнадзор и организации технической поддержки, в том числе Центр по ядерной и радиационной безопасности, Институт тепло- и массообмена имени Лыкова НАН, Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — «Сосны» НАН, Институт ядерных проблем БГУ.

Госатомнадзор на площадке форума принял участие в двух круглых столах: «Гармонизация процесса лицензирования: утопия или реальность» и «Объекты ядерного наследия: опыт и перспективы сотрудничества». Мы представили свой опыт по этим темам. По просьбе организаторов начальник Госатомнадзора Ольга Луговская выступила в качестве модератора. На первом круглом столе были рассмотрены вопросы адаптации механизмов лицензирования энергоблоков АЭС в стране-новичке, поэтапное лицензирование сооружения и ввода в эксплуатацию энергоблоков АЭС, тесное взаимодействие белорусского регулирующего органа с организациями страны — поставщика ядерных технологий — Российской Федерации. А на втором обсуждались актуальные проекты ликвидации ядерного наследия в странах СНГ, совместные программы сотрудничества, новые перспективные технологии для проектов ядерного наследия. Белорусская сторона представила свое видение вопроса. В качестве объекта ядерного наследия при этом рассматривалась территория с высоким уровнем радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в частности Полесский радиационно-экологический заповедник.

На площадке форума также состоялся ряд двусторонних встреч с представителями Ростехнадзора и «Русатом Сервиса», где обсуждались вопросы развития культуры безопасности, системы научно-технической поддержки, подготовка программы совместной деятельности Беларуси и России по вопросам ядерной и радиационной безопасности.

Интерес к белорусскому опыту за рубежом

— Насколько белорусский опыт полезен странам, которые только начинают свой путь в ядерной энергетике?

Наталья Даниленко: К нашему опыту проявляют большой интерес. По линии МАГАТЭ наших специалистов все активнее приглашают выступить в качестве экспертов на разных мероприятиях. Например, в октябре этого года МАГАТЭ проводило национальный семинар для регулирующего органа Египта. Эта страна приступила к реализации своей первой ядерной энергетической программы. Египту представляли опыт проведения миссии по комплексной оценке регулирующей инфраструктуры, разъясняли все нюансы: специфику подготовки, логистические аспекты, тематические особенности, включая рассмотрение выводов и пользу, которую извлечет страна от проведения этой миссии. В семинаре участвовали эксперты из ЮАР, Пакистана и Беларуси. Со своей стороны, мы поделились опытом по различным аспектам подготовки и проведения IRRS-миссии и пост-миссии.

Кроме того, Госатомнадзор принимает участие в разработке справочника МАГАТЭ по инициированию инфраструктуры безопасности для ядерной энергетической программы. Он войдет в серию справочников для стран-новичков, которые рассматривают вопрос о строительстве атомной электростанции. Такие справочники помогают новичкам разобраться, как нужно действовать и какие шаги предпринять, в особенности на самом начальном этапе.

В последнее время нашим опытом формирования регулирующей инфраструктуры интересуются страны Африки. Так, в конце мая по приглашению Африканской комиссии по атомной энергии (AFCONE) Госатомнадзор принял участие и выступил с презентацией в ходе семинара по развитию эффективного взаимодействия атомной отрасли и регулирующих органов в странах, приступивших к внедрению и реализации ядерно-энергетических программ. Кроме того, по запросу регулирующего органа Нигерии в настоящее время ведется подготовка к подписанию двустороннего меморандума о взаимопонимании.

Олег Соболев: Зарубежные коллеги стали проявлять к нам интерес не тогда, когда у нас заработала своя АЭС, а гораздо раньше. Когда еще только начиналась стройка, делегации из разных стран хотели посетить площадку БелАЭС, чтобы посмотреть, как ведется надзор и другие регулирующие действия на этапе сооружения. Среди интересующихся были Египет, Бангладеш, Вьетнам. В более поздний период к нам стали приезжать коллеги из Турции.

Но нашим опытом интересуются не только начинающие страны. Заключено соглашение между белорусским и венгерским регулирующими органами. В этой стране эксплуатируются энергоблоки ВВЭР-440 АЭС «Пакш», построенные в 1980-х годах. То есть это опытная страна. Но они начали сооружение двух новых энергоблоков ВВЭР-1200 такого же типа, как у нас. Соответственно нам был очень интересен их опыт надзора за действующей АЭС, а им было интересно узнать, на что обращать внимание в ходе надзора на разных этапах сооружения, а также при лицензировании проекта ВВЭР-1200.

Радиоактивные отходы

— Сейчас одна из обсуждаемых тем — обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Как налажено международное сотрудничество в этой области, прежде всего с Россией?

Олег Соболев: Напомню, почему мы очень плотно занялись этим вопросом. В прошлом году был принят указ Президента, в соответствии с которым уточнены органы госуправления и их функции в области обращения с радиоактивными отходами. В частности, Госатомнадзор — это регулирующий орган в области ядерной и радиационной безопасности. Но нам в соответствии с указом доверено выполнять функции управления в области обращения с радиоактивными отходами. При этом в перспективе в стране должен появиться национальный оператор. Эта организация будет создаваться в системе Минэнерго.

И есть еще одна причина нашей интенсивной работы в этом направлении. Она связана с работой Белорусской АЭС. С момента, когда станция начала работать, она стала производить отходы. Радиоактивные отходы в Беларуси производились и раньше: медициной, промышленностью. Но их объем несопоставим с объемом отходов от БелАЭС. У БелАЭС есть соответствующие мощности, чтобы хранить образовавшиеся отходы на площадке в течение 10 лет. А дальше их надо передавать на захоронение. Так что через 10 лет у нас должно быть хранилище, которое примет отходы с БелАЭС.

Поэтому наше сотрудничество с Российской Федерацией стало более интенсивным, мы регулярно контактируем. Наши специалисты выезжают к ним, они приезжают в Минск и делятся своим опытом и наработками. Российский опыт использовался при разработке проекта стратегии обращения с радиоактивными отходами. Документ прошел общественное обсуждение, любой желающий мог присылать свои комментарии, замечания, предложения. В стратегии не указываются технологии, не указывается место, где будет хранилище, но она определяет принципы, каким образом это будет сделано, основные этапы работы.

Обмен опытом

— С кем сотрудничаете в области подготовки кадров и повышения квалификации?

Олег Соболев: Здесь у нас есть несколько инструментов. Существует государственная программа. Россия как страна — поставщик ядерных технологий всегда готова делиться опытом и знаниями. Кроме того, такие возможности дает Международное агентство по атомной энергии.

Недавно молодые работники Госатомнадзора в течение недели прошли обучение в режиме удаленного доступа в Технической академии «Росатома». Плюс у нас есть возможности, чтобы наши люди повышали компетенции в Ростехнадзоре и его организациях технической поддержки, нам интересен их опыт в сфере регулирования.

Ну и проекты МАГАТЭ, конечно. Бывают мероприятия по повышению компетенций в самом Международном агентстве по атомной энергии, но очень часто МАГАТЭ выступает в роли посредника. При помощи агентства мы определяем, какие страны имеют необходимый нам опыт, куда направить наших работников, чтобы они пополнили свои знания и отточили навыки.

Наталья Даниленко: В работе с МАГАТЭ есть два основных инструмента. Это наш национальный проект, который мы формируем и сразу обозначаем, какие мероприятия нам нужны, какие визиты, стажировки, семинары либо точечные экспертные миссии. Второй вариант — региональные проекты МАГАТЭ и отдельные тематические мероприятия. Агентство по официальным каналам направляет нам информацию о том, что будет определенное мероприятие, дает его полное описание. И у нас есть возможность заявиться, поучаствовать в семинарах, совещаниях, стажировках.

Олег Соболев: Повысить свои компетенции нам помогают не только обучающие мероприятия, но и в целом обмен опытом с другими странами. У белорусского регулирующего органа есть около 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве. Кроме того, мы участвуем в международных объединениях регулирующих органов. В их числе, например, Форум органов регулирования стран, эксплуатирующих водо-водяной энергетический реактор (WWER Forum). Зарубежным коллегам интересно, как у нас обстоят дела, как мы развиваемся, но и мы извлекаем много ценного для себя из этого сотрудничества.

Неважно, насколько высокий уровень безопасности уже достигнут, — работа по его дальнейшему наращиванию не должна останавливаться никогда. МАГАТЭ продвигает этот принцип, и все страны с ядерной энергетикой его разделяют. Поэтому так важен обмен опытом в двустороннем и многостороннем формате. Всегда есть что-то новое, чем можно поделиться, что можно почерпнуть для себя.

Наталья Даниленко: Обмен опытом в рамках многосторонних форумов представляет большую ценность. Поэтому Госатомнадзор инициировал создание такого же профильного объединения на пространстве Содружества, а именно Совета представителей руководящего уровня органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии государств — участников СНГ. Этот орган создан совсем недавно — начал деятельность в 2022 году. Очередное его заседание состоялось в начале ноября в Бишкеке. Сейчас разрабатывается план деятельности совета на следующий год. Планируется, что в него войдет широкий перечень мероприятий в области регулирующей деятельности.

— Как организовано сотрудничество в двустороннем формате?

Наталья Даниленко: У нас есть соглашения разного уровня. Их можно разделить на три группы: межправительственные, межведомственные (то есть на уровне регулирующих органов) и с организациями технической поддержки. На межправительственном уровне это соглашения по вопросам оперативного оповещения о ядерной аварии, обмена информацией, сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности. Такие соглашения заключены с нашими странами-соседями. Соглашения на уровне регулирующих органов в основном предусматривают обмен опытом по различным областям регулирующей деятельности. В целом по линии регулирующего органа двустороннее сотрудничество установлено с 17 странами. Наиболее активно развивается взаимодействие с Российской Федерацией.

Планы на будущее

— Расскажите о планах на 2023 год. Какие у вас основные направления работы, какие запланированы встречи?

Наталья Даниленко: В марте будет очень важное мероприятие в рамках Конвенции о ядерной безопасности. Это совещание договаривающихся сторон, на котором состоится защита очередного национального доклада Беларуси. Этот доклад уже подготовлен. То же самое сделали другие страны. Мы сформировали перечень вопросов к докладам других стран, получили вопросы от них и сейчас готовим ответы. Вопросов к нашему национальному докладу достаточно много — 160.

Олег Соболев: Вопросы поступили от разных стран, но традиционно больше всего от Литвы. Кстати, важности этому мероприятию, которое будет проходить в МАГАТЭ в Вене, придает тот факт, что это будет совмещенное 8-е и 9-е совещание договаривающихся сторон (восьмое не состоялось из-за ковида). На этом мероприятии будет рассматриваться исполнение странами обязательств в рамках конвенции за шестилетний период. В ближайшее время состоятся рабочие встречи с нашими партнерами, в ходе которых планируется обсудить наполнение конкретными мероприятиями двусторонних соглашений. Традиционно мы ожидаем, что самым насыщенным окажется план сотрудничества на 2023 год со страной — поставщиком ядерных технологий — Россией.

БЕЛТА, фото из открытых источников