Мальцы — деревня нашего района, что расположилась у речки Грязлива. Интересный факт: ранее населенный пункт назывался Нижними Мальцами, были еще и Верхние. Но при разделе территорий они оказались на Украине. Нижние Мальцы со временем стали называться просто Мальцами, потому что Верхние исчезли сами по себе.

У этого  населенного пункта интересная  история. Старожилы рассказывали, что во времена Речи Посполитой на речке стояла кузница, где ковали сабли для казаков Богдана Хмельницкого. А через Лысую гору, что рядом с Мальцами, во времена Киевской Руси проезжала княгиня Ольга. На этой Лысой горе, что со всех сторон окружена болотами, во время войны базировались партизанские отряды. Жители деревни во время войны активно помогали партизанам, многие сами взяли в руки оружие и стали участниками партизанского движения.

В первой половине дня 25 августа 1943 года Мальцы были окружены, и каратели устроили повальные обыски, выгоняя тех, кто не успел удрать в лес, на улицу. О том, что происходило в Мальцах в тот день, я узнал во время велопоездки по тем краям 11 ноября 2009 года.

На лавочке деревни сидели две бабушки, мы с моими товарищами подъехали к ним и расспросили, что же здесь происходило во время войны и как фашисты сожгли деревню.

— Как палили Мальцы? Сначала всех согнали в хлев и перестреляли с пулемета, но не сразу его подожгли, а потом, когда возвращались, на обратном пути, чтоб жители Лубеня не видели дыма, что Мальцы горят, — одна из собеседниц оказалась довольно разговорчивой.

Из ее рассказа мы узнали, что в урочище Бараниха, как говорят местные, пряталось много ее односельчан. Кто-то их них вышел на дорогу, что шла на Лубень, увидел, вдалеке каких-то людей, решил, что это тоже деревенские, о чем и сообщил остальным. Но это оказались мадьяры, которые прочесывали лес и уже окружали спрятавшихся в этом урочище людей. Когда мальцовцы увидели угрозу, то в страхе и панике стали разбегаться, кто куда. Мадьяры открыли стрельбу по убегающим. Те, кто побежал в сторону урочища Волочка, где болотистая местность, остались в живых, а тех, кто выскочил в поле, мадьяры схватили и стали издеваться.

— Там оказались и мои двоюродные сестры. Одна была с маленьким грудным дитятком и бросилась убегать в стадо волов, но ее там нашли и пристрелили, а дитятко закололи штыком. Может, и два годика не было тому дитятку…, — с горестью вспоминала моя собеседница. — А вторая сестра, Броня, рассказывала потом, что поставили их в ряд — вот уже будут расстреливать — а она думает, что побежит, пусть уж лучше убьют! И побежала. В нее стреляли, стреляли и не попали. Осталась жива и еще много лет прожила в Романовке.

Но само издевались над Колей (к сожалению, фамилию установить не удалось, — прим. автора). Он был в шинели, то ему отрезали уши, нос и что хочешь, а потом убили.

За теми, кто бежал в Острова, мадьяры тоже гнались. Удирая, одна женщина с ребенком спряталась за крону поваленного дерева, а мужчина залез под вывороченные корни той же сосны. Женщину с ребенком убили, а его не заметили.

— От, такое было. А Мальцы сожги полностью: ни одного дома не осталось, ни одного даже забора, а кто остался в живых, те пошли жить на курени (временное жилище в лесу из бревен и веток, — прим. автора). Ели то, что находили по полям, шморгали на жито, хорошо, что коровы остались у нас. Им в лесу поделали кошары, и там их держали. Пили молоко, а с жита варили кулеш и ели. Там, на куренях, и перезимовали.

Остался в памяти старожилы и такой случай: по весне, в марте, выпало столько снега, что завалило курени, люди не могли выбраться. Тот, кто первый откопался, помогал другим. Правда, этот снег долго не пролежал, быстро растаял.

— А она, — женщина показала на соседку по лавочке, — совсем маленькая была, мама, схватила ее за ноги и бросилась от немцев бежать. Бежала, бежала, а потом от страха бросила ее на купину, потому что она крепко плакала, и дальше побежала. А когда прибежала к людям, что сидели на болоте, стала плакать, голосом голосить, от того, что сделала, потом одумалась, пожалела дитятко, побежала и забрала ее.

Жительница Мальцов рассказала, что был случай, когда одну женщину пожалел чехословацкий солдат. Она под печку спряталась и там притаилась, а чех увидел ее, показал, чтоб тихо лежала, а тут в дом мадьяр забежал и стал тоже все кругом обыскивать. А чех ему сказал, что никого в доме нет. Мадьяр выбег из дома, а она осталась жива.

В сарае, куда согнали на расстрел жителей Мальцов,  в живых осталась лишь одна женщина. Ей разрывная пуля попала в ногу, и она сразу упала, а сверху на нее упали другие. Это ей спасло жизнь. Она выползла из сарая, заползла в жито, где ее затем нашли партизаны.

Людей, которых расстреляли в сарае, похоронили в центре деревни, а тех, кого фашисты убили в лесу — на кладбище. Так в деревне появились два памятника, которые напоминают нам о события войны и о зверствах фашистов на территории Наровлянщины.

Василий Чайка, фото автора