Владимир Ленин назвал кино самым главным из искусств.

С этими словами нельзя не согласиться. У истоков послевоенной кинофикации Наровли стояла Татьяна ИВАНОВА,

перенесшая тяготы ленинградской блокады.

Татьяна Иванова родилась в 1916 году в Казани, в семье рабочего. Она рано осталась сиротой. Окончив начальную школу, девочка Таня поступает в школу ФЗО при Казанском льнокомбинате, где становится ткачихой. Здесь же она вступает в комсомол.

30-е годы — время всеобщего энтузиазма. Молодежь кроме основной работы на производстве стремилась к знаниям, хотела что-то сделать полезного и важного для своей страны. Не оставалась в стороне и Таня Иванова. Она окончила вечернюю школу и стала пионервожатой. В 1937 году ее направляют в политпросветительскую школу во Владимир, после которой она едет работать завклубом в село Денятино Ивановской области.

В это время начинает бурно развиваться сеть кинофикации учреждений культуры. Кино переходит на новый, звуковой уровень. Для этого нужны кадры, и Татьяну Александровну направляют на учебу в Ленинград.

Там ее застала война. В своей автобиографии она пишет:

— Я, как комсомолка, записалась в народное ополчение. Делала все возможное для обороны города: рыла противотанковые рвы, дежурила на крышах домов, тушила пожары. С каждым днем становилось все труднее и труднее, кольцо блокады вокруг города сужалось, питания не было. Получали по 120 граммов хлеба на человека, но город защищали.

Татьяна Александровна вспоминала случай из своей блокадной жизни. Они с подругой ехали в трамвае, и тут объявили воздушную тревогу. А им так уже надоело постоянно прятаться от обстрелов и бомбежек, что решили они на этот раз никуда не бежать. Обнялись и просидели так в трамвае под обстрелом до конца тревоги. Татьяна Иванова, перенеся ужасы блокады Ленинграда, под впечатлением от пережитого, сказала замечательные слова: «Лучшая музыка на земле — это отбой воздушной тревоги».

В 1943 году Таню Иванову в изможденном от голода состоянии эвакуируют из блокадного Ленинграда в Ивановскую область. Шесть месяцев госпиталя потребовалось ей, чтоб восстановить свои силы. Кстати, официальной блокадницей после войны она не стала. Наверное, не считала нужным запасаться справками, а потом бегать по инстанциям, что-то кому-то доказывать. И это, несмотря на то, что она была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

После госпиталя в ноябре 1943 года ее направляют работать киномехаником в освобожденные от фашистов районы Беларуси. Татьяна Александровна приезжает в Мозырь, где в городском театре работает сразу на трех должностях: старшим киномехаником, директором кинопроката и уборщицей. Людей не хватало, шла война, и работать было некому.

2 мая 1944 года ее направляют на работу в Наровлю начальником отдела кинофикации.

Когда Татьяна Иванова приехала в наш город, то первоначально она поселилась на квартире у Ольги Буценко, которую  затем направила учиться на киномеханика. Надо сказать, что Татьяна Александровна подготовила много хороших работников кинофикации для нашего района. Один из них сказал о Татьяне Александровне, что она «великой души человек».

В последующие послевоенные годы Татьяна Иванова работала на разных должностях, к примеру, долгие годы была завклубом и киномехаником на фабрике «Красный Мозырянин». Этот клуб она превратила в настоящий центр культуры нашего города. Здесь проводились праздничные вечера, были организованы различного рода кружки, и, конечно же, по вечерам крутили кино. За трудовую деятельность после войны Татьяна Иванова была награждена грамотой Президиума Верховного Совета БССР. Всю жизнь, до самой смерти Татьяна Александровна вела большую общественную работу среди жителей Наровли.

Идет время, кино пришло в каждый дом, значение и роль кинотеатров и клубов в пропаганде этого вида искусства меняется, но мы должны помнить и не забывать тех людей, что стояли у истоков кинопоказов.

Василий ЧАЙКА