
Бобруйск уже давно носит титул неофициальной столицы белорусского иудаизма. Поэтому вполне закономерно, что именно синагога, принадлежащая Иудейской религиозной общине в этом городе на Могилевщине, определена духовным центром конфессии. Провели день в этом уникальном месте и узнали о значении города в жизни белорусских евреев и особенностях иудейской религии в нашей стране.
Священная книга
В синагогу прибываем аккурат к утренней молитве. В это время один из прихожан читает Тору, рядом с ним молятся другие. Пока они общаются с Богом, идем в пустующее кафе синагоги на встречу с раввином Шаулем Хабабо.
— Бобруйск всегда считался негласной столицей иудаизма в Беларуси. И не потому, что в этом городе проживало много евреев. Дело в том, что здесь всегда были представлены практически все имеющиеся в Беларуси направления иудаизма, которые мирно сосуществовали. Конечно, возникали и спорные моменты, но их всегда удавалось разрешать. То есть все евреи Бобруйска жили спокойно, уживаясь рядом друг с другом, — говорит раввин Шауль Хабабо, обращая внимание на тот факт, что Бобруйская синагога принадлежит их общине, представляющей течение в иудаизме, которое называется Хаббад-Любавич.

Возникло оно именно в Беларуси, в Лиозно, в 1772 году. Его основателем был Рабби Шнеур Залман из Лядов, а Любавичи — деревня в Смоленской области (ранее это была территория Могилевской губернии). Там долгое время находилась резиденция лидеров движения. Отсюда и второе название — Любавич.
— Наша община Хаббад-Любавич — самая большая в городе. В нее входит более 700 человек, — отмечает раввин Шауль Хабабо.
Когда заканчивается чтение Торы, молящиеся садятся вместе трапезничать.
— Синагога — место собраний общины, изучения Торы и проведения религиозных обрядов, главное из которых, конечно, — ежедневная молитва утром, днем и вечером. Кстати, мужчины и женщины у нас молятся отдельно, — говорит наш собеседник.

В праздники в синагоге — праздничная молитва. После нее все идут в кафе и вместе едят приготовленную местными поварами кошерную пищу. При этом мужчины и женщины также сидят за столами раздельно. На большой праздник, когда в синагогу приходят 300-400 человек, все собираются в актовом зале, находящемся на втором этаже, который на время превращается в банкетный. Выходим в кухню, где готовится та самая кошерная еда, а также заглядываем в группу дневного пребывания, куда местные прихожанки могут привести детей. Далее посещаем учебные классы, куда синагогальный староста Борис как раз принес несколько книг внушительных размеров.
— Одну такую книгу в школе изучения Торы исследуют, как правило, месяц. В первой группе обучаются те, кто в вере давно, во второй — начинающие, — говорит раввин Шауль Хабабо.
Показывать духовную суть
Как же изменилась жизнь Бобруйской синагоги после обретения ею статуса духовного центра?
— Суть духовных центров — показывать представителям других религий, светским людям духовную суть и особенности каждой из религий, — рассуждает раввин Шауль Хабабо. — Важно, чтобы о них узнавали другие люди, в том числе атеисты, многие из которых в критических ситуациях обращаются к Богу.

— То, что принято решение определить Бобруйскую синагогу духовным центром, — хорошая идея, — уверен раввин Шауль Хабабо, но многое, по его словам, еще предстоит сделать на этом пути.
Бобруйская синагога активно встречает гостей круглый год. Здесь бывают и православные, и католики, и лютеране, и евангелисты. Община наработала большой опыт приема туристов. Имеется также свой экскурсовод, который знакомит гостей с синагогой. Ежегодно здесь принимают до 20 тысяч путешествующих. Два года назад синагога даже заняла второе место в номинации «религиозный туризм» на Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь»!
От Еврейского дворика до Аллеи праведников

Отправляемся на экскурсию по Бобруйску. Первая точка маршрута — Еврейский дворик — объект, который стараются посетить все гости города. Он представляет собой культурно-исторический сквер, созданный на месте руин старинной синагоги. Открылся в августе 2019 года и стал новой достопримечательностью. Здесь можно увидеть уникальные репродукции картин одного из еврейских художников Йэхиеля Офнера. Они с юмором рассказывают о быте, жизни, свадебных и иных обрядах иудеев. Рассматривая нарисованные на стенах изображения, мы нашли их сходство со стилем знаменитого Марка Шагала.
Кстати, картины написаны особой краской. Ей нипочем дождь и солнце.
Впечатлила и стилизованная стена плача — памятный знак жертвам холокоста. Она оборудована на одной из уцелевших стен синагоги. В ней мы заметили записочки с просьбами к Богу. Как нам пояснили: все они будут доставлены в Иерусалим и помещены в настоящую Стену плача. Вызывает уважение такое отношение к тем, кто верует…

Идея создания Еврейского дворика принадлежит раввину Шаулю Хабабо.
Следующим объектом нашей экскурсии стала Аллея праведников, которая находится в самом центре Бобруйска, рядом с гимназией, расположенной в одном из исторических зданий. Аллея посвящена подвигу простых белорусов, часто рисковавших жизнью, но спасавших бобруйских евреев, которых сгоняли в гетто, созданное в 1941 году.
— Мы много говорим о войне, но о подвиге праведников — людей, которые спасали евреев во время войны, — очень мало. А ведь они ставили под удар не только себя, но и своих близких. Это были простые люди, в основном женщины, у которых дома было по трое-пятеро своих детей. Но они все равно шли на риск и принимали в семью еврейских ребятишек и соседей, подвергнутым гонениям, — рассуждает раввин Шауль Хабабо. — Положа руку на сердце, подумайте: «А я бы решился?»… Ну, дал бы кусок хлеба, теплую одежду. Но пустил бы в свой дом? Назвал его родным?

…Экскурсия по Бобруйску была бы неполной без остановки возле бронзового щегольски разодетого Бобра, образ которого имеет явные еврейские черты.
— Бобёр — фигура важная, — говорит наш гид и обращает внимание на его затертый до золотого блеска перстень — символ богатства и достатка. — Прикоснувшись к нему, турист также может стать богаче и успешней, как и сам Бобёр, символ Бобруйска, от которого, собственно, и пошло имя этого славного города.
Интерес возвращается
Поговорили с раввином Шаулем Хабабо о том, насколько важна для современного человека вера в Бога и какое место она занимает в системе ценностей еврейской молодежи.
— Сейчас интерес к вере возвращается, количество верующих во всем мире растет, в том числе среди еврейской молодежи, — отмечает он.
Собеседник напомнил, что в СССР религия была запрещена. Последнюю синагогу в Беларуси закрыли в 1932 году. И только после войны, в 1945-м, их открыли в Минске и Бобруйске. Первая, что на Кропоткина, работает до сих пор, а вот вторая, в Бобруйске, просуществовала всего две недели.

После распада СССР интерес к религии стал расти большими темпами. Первый всплеск случился еще в 1989 году, когда дали добро на регистрацию национальных организаций. Более серьезно общество обратилось к Богу в 1991-м, когда верующим начали возвращать здания и регистрировать религиозные организации.
— Сегодня практически везде, где живут евреи, в Беларуси есть религиозные еврейские общины, но здания синагог имеются не в каждом населенном пункте. У нас в Бобруйске пять еврейских организаций, из них две светские. Самая старая — городская иудейская община. Имеется Хес — благотворительный центр, а также три религиозные организации, которые представляют разные направления иудаизма. Это Хаббад-Любавич, литвяки, а также община прогрессивного иудаизма. Синагога только у нас. Другие организации арендуют помещения. Там они собираются на молитву, изучение Торы и Талмуда, уроки по истории и традициям, детские и молодежные занятия, культурные и общинные мероприятия, концерты, лекции, встречи с раввинами. Общие для иудейских организаций мероприятия проводятся в нашей синагоге.
В свою очередь раввин Шауль Хабабо отмечает действующую в Беларуси свободу вероисповеданий и мирное сосуществование представителей различных конфессий. По его словам, Беларусь исторически была перекрестком культур и религий — православия, католицизма, протестантизма, иудаизма и ислама. Это сформировало у белорусского общества толерантное отношение к многообразию вероисповеданий.

— Взаимопонимание и уважительное отношение к человеку, независимо от его веры и национальности, всегда демонстрирует Президент Беларуси Александр Лукашенко. Это, в частности, ощущают на себе не только граждане страны, но и ее гости. Например, недавний визит спецпосланника католической церкви — кардинала Клаудио Гуджеротти, которого радушно принял глава государства, — уточняет он и дополняет, что в Беларуси обеспечен конфессиональный мир: представители разных религий чувствуют себя комфортно. — Восстановленная синагога, Еврейский дворик с его атрибутикой лежат в основе уникального духовного центра иудеев, создание которого является частью масштабной работы по укреплению межконфессионального мира.
Для того чтобы духовный центр чаще посещали и жители, и гости Бобруйска, в планах у общины — возродить еще одну синагогу, а также открыть музей иудаизма.
В Бобруйске, как и во многих городах Восточной Европы, еврейское население традиционно говорило на идише — языке ашкеназских евреев, который сочетает элементы немецкого, иврита и славянских. Он был основным языком общения в быту, на рынке и в культурной жизни еврейских местечек. А вот молитвы в большинстве синагог читают на иврите — языке еврейской традиции, на котором написана Тора.
