Мы часто говорим о том, что память нужна живым. И в то же время наблюдаем картину, когда популярность и безрассудство перевешивают вечные ценности.

Уверена, многие видели на просторах интернета, а некоторые и лично, мемориал жертвам Холокоста в Берлине. 2 700 серых камней символизируют надгробные плиты шести миллионов евреев, которые были убиты и массово погребены в концлагерях.

По задумке архитектора проходы между плитами сделаны слишком узкими и не позволяют идти по ним вдвоем. Оставшись же в одиночестве, посетитель начинает переживать сложную гамму чувств.

Однако туристы, посещающие памятник, видимо, испытывают абсолютно другие эмоции. Они отдыхают, делают акробатические трюки и даже занимаются йогой на самих камнях или на их фоне. И все ради красивых фото для инстаграма, ради «лайков» и подписчиков. Их чувства абсолютно противоположны тем, которые пришлось испытать евреям во время Второй мировой войны.

Для меня это кощунственно и сравнимо с пляской на костях. Да, это не место захоронения. Но это место памяти, а ее, как известно, нельзя топтать грязным ботинком. Видимо, такого же мнения придерживается и израильский сатирик Шахак Шапира, который попытался привлечь внимание к этой проблеме. Он запустил проект Yolocaust, объединив селфи из мемориала Холокоста в Берлине с кадрами из нацистских лагерей смерти.

Проект вызвал резонанс в обществе, ведь на снимках оказались молодые люди, прыгающие через горы трупов, позирующие на фоне изможденных узников концлагерей. Да, жестоко. Но в наше время нужна именно такая шоковая терапия. Мир начал забывать о подвиге и героизме, о боли и потерях.

Приведу еще пример. Все детство я провела в Киеве. И в моей памяти живы воспоминания, как 9 мая по улице Строителей к Парку Победы шли ветераны. А мы, дети, с восхищением смотрели на них. Уже в парке все вместе возлагали цветы к подножию кургана «Бессмертие», земля для которого была специально привезена с солдатских и партизанских могил, находящихся на территориях стран-участниц Второй мировой войны.

И спустя много лет, приехав в город детства, я увидела картину, которая повергла меня в шок. По кургану бегали дети, а траву на его склонах избороздили «рваные раны» земли, накатанные мягкими местами потомков воинов-освободителей. Рядом молодые родители спокойно наблюдали за «безвинной» игрой своих чад.

Мне сложно понять, почему они стали забывать. Возможно им не показывали истинных ужасов, которые скрыты за праздничным словом «победа». Или они живут в альтернативной реальности, где Степан Бандера — герой, войну выиграли союзники, а не советский народ?

Один философ сказал: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь». Именно это мы и наблюдаем сейчас — уроки прошлого усвоены плохо.

Алеся ЛИТВИН, фото de instagram.com