Диалоговая площадка прошла в живом дискуссионном ключе, открыв участникам множество фактов о нашем народе и о Дне народного единства. Фактов из далекого и не очень прошлого. В том числе неожиданных и, прямо скажем, шокирующих.

На диалоговой площадке весь зал был единодушен во мнении: сила белорусов – в единстве Общались через забор

Спикерами выступили историки – председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк, ректор Академии управления при Президенте Беларуси Вячеслав Данилович, заведующий кафедрой всеобщей истории ГГУ имени Ф. Скорины Николай Мезга. Председатель правления белорусского общества «Знание» Вадим Гигин был модератором.

В последние годы актуальность и востребованность исторической правды в нашей стране заметно возросла, особенно в молодежной среде. Возросла, во-первых, на фоне небывалого патриотического подъема среди белорусов, а во-вторых, на фоне постоянных попыток эту правду исказить или вовсе отменить. Попыток извне – наглых, дерзких и всё более множественных. Западные фальсификаторы истории перестали стесняться и откровенно переворачивают историю вверх дном, выставляя предателей, садистов, убийц героями, и наоборот.

Но история – наставница, как ее назвал Вадим Гигин, всё расставляет по своим местам. Она многому может научить современное поколение. И обязательно научит. Интерес к истории у молодых белорусов сейчас не наигранный, настоящий. В том числе к истории нашего народа, его происхождению, становлению государственности и обретению независимости. Важно одно, и это отметили все спикеры, – в истории Беларуси нет запретных страниц и тем. В отличие от других нам нечего стыдиться.

В преддверии Дня народного единства речь шла о значении этой даты – 17 сентября – для всей нации, и о роли поляков в нашей истории. Страна была разорвана на части в результате несправедливого Рижского договора 1921 года. Бывало, людей из соседних деревень разделяла граница, и они перекрикивались друг с другом через забор.

Западная Белоруссия, большая часть современных Гродненской и Брестской областей отошла Польской республике. Поляки смогли удовлетворить свои амбиции и мессианские идеи, глубоко коренящиеся в их ментальности. Получив немалый кусок «крэсаў усходніх», устроили на этой территории тотальное ополячивание. Николай Мезга оттуда родом. По воспоминаниям его бабушки, белорусские крестьяне искренне радовались воссоединению в 1939 году. Наевшись польского шовинизма, они встречали русских как избавителей – несли хлеб, яблоки, цветы, кто что мог… Полонизаторы не преуспели: несмотря на 18-летний раскол на бумагах и картах, расколоть сам народ, его ядро, не вышло.

Война как катализатор

Ядро белорусской нации формировалось столетиями. Наше Полесье в своих трудах упоминал еще Геродот – отец истории. Всё начиналось здесь, на реках Буг, Неман, Западная Двина, Припять, Днепр, Сож. Именно на Гомельщине, рассказал Вячеслав Данилович, в Житковичском районе нашли первое крупное поселение пражской культуры – это были славянские племена, занимавшие территорию от Судет в Чехии до Дона. Затем появились протогосударства кривичей, полочан, дреговичей, радимичей. И первые государства славян: Полоцкое и Туровское княжества, Киевская Русь, Великое княжество Литовское. «Прихватизировать» историю ВКЛ по сей день пытаются и Польша, и Литва. Но тщетно. Этнический состав княжества, его государственный язык – старобелорусский (на нем написаны знаменитые статуты) не оставляют камня на камне от этих притязаний.

В XVI веке польской короне все же удалось прибрать к рукам «крэсы ўсходнія». Перед этим ВКЛ втолкнули в губительную для него Ливонскую войну, а затем уже с обескровленным княжеством подписали Люблинскую унию и включили в состав Речи Посполитой. Новое образование на карте Европы стало ярчайшим примером того, как нельзя строить союзное государство. Тот самый шовинизм, когда паны считали себя хозяевами, а всех остальных – вторым сортом, предопределил разделы Речи Посполитой и крах имперских надежд поляков.

Первая мировая, несмотря на всю свою кровь и грязь, стала катализатором для создания белорусского независимого государства. Появились ССРБ и БНР. Последняя республика не получила народной поддержки, поскольку заигрывала с кайзеровской Германией. Народ выбрал советскую власть. Эта власть, в отличие от панов на Гродненщине и Брестчине, не пожалела земли – после «ўзбуйненняў» в 1920-е БССР отошли земли с этническими белорусами на востоке. А в сентябре 1939-го Беларусь обрела современные географические рамки, нация воссоединилась.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для белорусского народа. Но оно еще четче, ярче выкристаллизировало наши лучшие качества: стойкость, выносливость, храбрость, верность и любовь к Родине. А еще единство, сплоченность. Да, были и среди белорусов предатели. Как и в России, на Украине. Немцам служили полицаи – их называли бобиками. Но бобиков было не более 20 тысяч. Партизан же – 373 тысячи. Это официально учтенных. Плюс 70 тысяч числилось в подполье и еще 440 тысяч – в партизанском и подпольном резерве. Цифры говорят о выборе нации. Мы – страна партизан. Таких масштабов партизанского движения, как в годы Великой Отечественной в Беларуси, мир еще не знал.

Правда всегда победит

О коллаборационистах. В «лучших» традициях БНР немцев встречали хлебом-солью. В 1940-е, в годы оккупации, приметным символом предателей стал бело-красно-белый флаг. Можно было бы говорить о стремлении очернить это знамя, на самом деле не игравшее заметной роли до середины прошлого века, если бы не упрямые факты. Они в архивных фото, на немецких «аусвайсах», на околышах фуражек полицаев, их нашивках. Там везде БЧБ. Рядом со свастикой. И переработанной по указу Гиммлера «пагоней».

С ужасом приходится признать: гнилое семя бобиков и прочих предателей проросло в наши дни. До недавней поры, рассказали спикеры, белорусские неофашисты проводили на Свислочи эсэсовские факельные шествия – маршировали в форме СС, с фашистскими и БЧБ-флагами. Да, тайно, под покровом ночи, но факт шокирует. А подпольные музыкальные группы, исполняющие нацистские марши и песни – со всей этой арийской символикой и атрибутикой? Не это ли абсолютное моральное дно?

Как на нашей земле могло такое родиться? На земле, впитавшей кровь стольких людей – застреленных, сожженных заживо, замученных в концлагерях. Каждого третьего белоруса…

События 2020 года, которые наш народ сейчас трактует однозначно – как попытку государственного переворота, навязанную и организованную извне, подняли со дна всё это гнилье. Шествия были без факелов, зато уже днем – в открытую, под БЧБ-флагами. В память врезались некоторые песни протестунов. Про одну из них, «Магутны Божа», подробно рассказал Игорь Марзалюк. Это стих поэтки Натальи Арсеньевой «Малітва», написанный в 1940-е в оккупированном Минске и позже положенный на музыку и ставший гимном змагаров. Наталья и ее муж Франц Кушель были видными персонами в рядах белорусских коллаборационистов, и это при том, что оба являлись сексотами НКВД. Но в годы войны чета прислуживала уже фашистам. Франц, будучи профессиональным военным, создал 13-й белорусский батальон СД, потом возглавил БКО – Белорусскую краевую оборону, входил в командный состав гренадерского батальона СС. Арсеньева же активно печаталась в коллаборационистских газетах, была секретарем президиума совета БНР.

Однако у большинства не находили отклик идеи, которые несли в себе агрессию, страх, разрушение. Идеи, завернутые в обертку нацизма, – с его доктриной превосходства одних над другими, позднее – в обертку фальшивой демократии. Шоком для слушателей стала информация о современных белорусах или, как их назвал Игорь Марзалюк, «пресытившихся буржуинах», покупавших туры на человеческое сафари на Донбассе. Да, всё верно, охотнички выбирали оружие, деревеньку на карте, а украинские бизнесмены возили их пострелять. Боевыми патронами. По людям. Вот такая свобода выбора бизнеса, выбора хобби… Это даже не дно, господа. Это днище.

В конце встречи все пришли к единому мнению. Много веков белорусы хранили свое этническое ядро, культуру, национальную идентичность. Свое единство. Несмотря на войны, революции, мятежи, мы остались единым целым – вопреки «добрым» соседям и разной нечисти. Сейчас мы живем в сложное время. Ценность исторической правды многократно возросла. Важно пресекать все попытки ее искажения, не замалчивать их. Ведь в этой правде наша сила, наш суверенитет. Суверенитет, который мы никому не отдадим. Пока будем едины.

Источник, фото: Правда Гомель