По дороге из Наровли на Тешков, после поворота на Конотоп, сразу за лесом начинается урочище Городище. Здесь есть место, которое называется Городок. В Тешкове так и говорили — Городок на Городищах. Об этом Городке и о том, в чем же его историческая ценность, расскажем в этой публикации.

Еще до катастрофы на ЧАЭС Городища были колхозным полем, и Городок хорошо просматривался (фото №1). Он  с правой стороны, когда выезжаешь из леса. Теперь лесопосадка скрывает его.

Фото 1

Даже у человека далекого от исторических премудростей создается впечатление, что он попадает в место, которое «дышит» историей.

Когда-то это было укрепленное поселение на мысу Припяти. Прошли десятки сотен лет, Припять не раз меняла свое русло, вместо реки теперь там заросшее хмызняком болото.

На Городке можно увидеть все, что характерно для древнего поселения: место, где находились детинец и посад, где были крепостные ворота, спуск к реке и большой курган. Там хоронили наших древних предков (фото № 2). Одним словом, здесь сохранился комплекс археологических памятников, и в этом, наверное, его ценность.

Фото 2

Первый вопрос, который возникает: раз здесь жили люди, то когда это было? 

Ответ на него дают нам куски битой посуды — керамика.

Чтобы ответить на вопрос, что за племена жили в том или ином месте, особенно, если это было не сотни, а несколько тысяч лет назад, в доисторическую эпоху, когда люди не умели писать, ученые ввели понятие археологическая культура.

Находят что-то характерное в изображении узора на фрагментах керамики или в изготовлении каменных орудий труда и определяют, к какой культуре отнести владельцев этих артефактов.

Так вот, в нашем случае, глядя на такие фрагменты керамики с Городка (фото № 3),  можно предположить, что здесь жили племена шнуровой керамики, средне-днепровской культуры. Это бронзовый век.

Значит, появился Городок примерно 5 000 тысяч лет назад.

Древность этого места подтверждает и сохранившаяся о нем легенда, рассказанная старожилом деревни Тешков (здесь и далее стилистика сохранена, — прим. авт.).

«Ехал по Городищам казак. И тут из болота вылез здоровенный змей, как удав, и стал за ним ползти, его догонять. Кинулся казак наутек, но видит, что не утечет.

Чтоб спастись, он на ходу уцепился за ветку с хвои, повис на ней, а потом залез на дерево и сидит там.  Догнал змей сначала коня, задушил, выпил с него кровь, а затем давай к хвое подползать, где казак сидел.  Обвился вокруг нее и ползет до казака. А у того сабля была. Рубанул он змея этой саблей по голове и убил.

Так затем собрался народ и хотели судить казака.  А за что ж его судить?» 

На этом вопросе, который не мог объяснить рассказчик, закончилась легенда. И действительно, за что судить казака?

Все дело в том, что все легенды, в которых в качестве героев фигурируют змеи, очень архаичны.Змей у древних племен был связан с культом подземного мира, умерших предков, который затем трансформировался в культ славянского бога Волоса, «скотьего бога», бога богатства. В бронзовый век скот был главным богатством племени.

Легенда отражает, что, убив змея, культовое животное, человек по представлениям живших в эпоху бронзового века людей, обрекал их на голод и нищету. Как уже выше упоминалось, на Городке есть курган. Насыпь рядом с городищем высотой больше десяти метров. У этого кургана тоже сложилась своя отдельная история. О нем местные жители говорят так:

«Этого кургана солдаты шапками насыпали, а похоронен там какой-то князь, или хан». В исторических источниках он упоминается еще как «Цыганская могила».

Курганы строились, как правило, рядом с рекой, которая символизировала границу между миром живых и мертвых. В нашем случае это соблюдено. Немаловажную роль играла высота насыпи кургана. Насыпь нужна была для того, чтобы душа умершего человека приподнялась над землей и быстрее улетела на тот свет. Чем выше курган, тем быстрее она это сделает. Знатным людям насыпали большие курганы. Это подтверждают и данные археологических раскопок других подобных мест.

На самом деле, глядя на такое красивое творение рук человеческих, невольно подумаешь, что похоронен здесь был, как у нас говорят, «кто-то не из простых».

Теперь, к сожалению, уже сложно предполагать, а можно только думать и гадать, кто там был захоронен. Только за последнее столетие его дважды раскапывали. Первый раз это делали поляки во время советско-польской войны 1920 года, а второй раз солдаты воинской части, что базировалась в Тешкове после катастрофы на ЧАЭС.

Они подогнали БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче) и раскопали его. В таком раскопанном виде он сохранился до наших дней. В районе Городища курган был не один. Неподалеку от этого места в урочище Рудица было еще два кургана. Их при строительстве моста через Словечну и дороги к нему, раскопали, примерно, в начале 70-х.

Племена культуры шнуровой керамики строили курганы, об этом рассказывают учебники по археологии.

И еще, пожалуй, самая главная ценность этого археологического объекта в том, что эти племена, в том числе, что жили на Городке возле Тешкова, сыграли решающую роль в формировании племен славян, балтов и германцев в качестве их общей подосновы. А мы прямые наследники людей, что жили здесь 5 000 лет назад.

Василий Чайка, фото автора