Попасть в деревню Александровка, что менее чем в полусотне километров от Наровли, не так-то просто. Находится она в приграничной зоне — между Беларусью и Украиной, и чтобы сюда доехать, необходимо пройти паспортный контроль и пересечь пограничный пост.

Когда мы до него добрались, то на вопросы, куда и зачем следуем, ответили: «В Александровку, пообщаться с жителями, узнать, как им живется». Интересные ощущения, когда ты вроде бы переехал границу, но буквально в километре от перехода оказываешься в деревне, где сейчас живут два десятка человек. Александровка относится к Кировскому сельсовету нашего района и соответственно тем, кто принимает участие в обеспечении белорусских граждан всем необходимым, приходится постоянно пересекать пограничный пост. Два раза в неделю сюда ходит автобус из Наровли, приезжает автолавка, добирается из Кирова фельдшер, почтальон. Даже автоклуб из райцентра иногда наведывается.

Некоторые дома разрушаются, их почти до крыш закрывают бурьян и кустарники, они давно не видели своих владельцев. Проехав по улицам, замечаем несколько более крепких, с новыми заборами. Как выяснили позже, это дачи, но они в этом году не дождутся своих хозяев, ведь принадлежат гражданам соседней страны. В связи с напряженной ситуацией там и на границе, доступ им закрыт на территорию Беларуси. Тем не менее, погранпереход «Александровка» стал местом, куда с марта обратились уже несколько десятков беженцев с украинской стороны. В остальных домах в основном доживают свой век люди в возрасте.

На одной из улиц видим большую беседку, ухоженные двор и дом, за ними засеянный огород, множество цветов повсюду. Здесь живет социальный работник Анжела Недашковская. Но, к сожалению, ее мы не застали. Зато пообщались с дочерью Екатериной. Она приехала из Наровли с маленькой Танюшей, чтобы досматривать дом и хозяйство, пока мама болеет, помогать ее подопечным: пожилым жителям. Она нам и подсказала навестить Камелию Александровну Сикорскую. К ней Екатерина наведывается каждый день, они много общаются, бабушка любит рассказывать о своей жизни, петь песни. Всегда очень рада, когда на ее пороге гости. Одинокой женщине уже 93 года, но она держится бодро. Мы увидели порядок в доме и во дворе, небольшие грядки с зеленью и картошкой, а в самой хозяйке ясную память и искреннее гостеприимство. Она рассказала нам о том, что в Александровке оказалась более семидесяти лет назад, когда вышла замуж за местного парня, вернувшегося с войны. Родом с украинской деревни, что буквально в пятнадцати километрах отсюда. По ее словам, в этих краях были частыми браки жителей приграничных районов двух республик. В самой деревне много выходцев из Украины, у которых и сейчас там живут родственники. Посетовала, что уже год не видела детей и внуков. Поделилась воспоминаниями о былом, когда в деревне было больше четырех сотен жителей. Жизнь тогда кипела, был сильный колхоз, дома стояли крыша в крышу, а в каждой семье в среднем по трое ребятишек, добротное хозяйство с разной живностью, да по многу соток земли. После Чернобыля деревня разом опустела, сейчас уже и не осталось следов покинутых домов, разрушаются клуб, магазин и прочие здания. Если раньше жизнь здесь горела, то теперь еле теплится, поддерживаемая пожилыми людьми, хранящими память о былом.

Рядом с бывшим клубом живут две сестры: Анна Девятерикова и Валентина Сикорская. Обе в отчем доме, где в свое время родились и провели детство. Анна Романовна вернулась сюда лет двадцать назад досматривать отца и мать. Похоронила их, да так и осталась, несмотря на то, что до этого жила в Ровенской области, куда переселилась после катастрофы на ЧАЭС. Там в молодости работала в городе Припять на стройке.  По возвращении на родину, была завклубом много лет. Она вспоминает, как в детстве пешком ходили в школу в Киров после 8 класса, как зимой катались на коньках по почти обмелевшей теперь реке Илья, а летом резвились на стадионе и гурьбой носились по цветущим тогда улицам, застроенным домами. Как всегда был полон клуб во время показов кинофильмов, на танцах и разных мероприятиях, куда собирались и с окрестных деревень. Помимо этого, в домах постоянно устраивались «вечерки» и для молодежи, и для взрослых, на которые приглашали музыкантов. Весело тогда было, шумно. Люди умели работать, и отдыхать. И тем более пугающими становятся с каждым годом тишина, одиночество и поглощающая деревню природа.

Валентина Романовна приехала в Александровку всего два года назад из Украины, сейчас нет возможности выехать и решить вопросы с жильем и пенсией. Чтобы как-то пополнять общий бюджет, женщина в сезон занималась сбором ягод и грибов, сдавала их заготовителям. Несмотря на трудности, они не унывают, поддерживают друг друга и чем могут помогают соседке, которой уже за 90 лет.

Прощаясь с женщинами, я спросила: «Вы не чувствуете себя здесь всеми покинутыми?». И в ответ услышала: «Да нет, мы привыкли, нас поддерживают, помогают, вернулся бы мир, то и ничего не надо больше. Это самое главное сейчас».

Краткая историческая справка: По письменным источникам Александровка известна с начала XIX века как деревня в Дерновичской волости Речицкого уезда Минской губернии. В 1825 году деревню у Гольстов купил С. И. Горват. В 1929 году организован колхоз «1 августа». Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты в июне 1942 года убили 21 жителя деревень Александровка и Габрилеевка (похоронены в могиле жертв фашизма). 33 жителя погибли на фронте. Располагались библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, отделение связи.

Виола ЛЕХНОВИЧ, фото Виктора ПАВЛОВА