Среди многообразия профессий есть одна, специфика которой для многих остается загадкой. Сегодня расскажем о дефектологе Марине ЯКИМЕНКО и особенностях ее работы.

Марина никогда не думала, что свяжет жизнь с обучением детей. Но судьба, а в какой-то мере и мама, определили ее путь.

— Когда я оканчивала школу, думала о том, что стану бухгалтером или экономистом. В то время, я говорю о конце 90-х, были очень распространены различные курсы. Отучился, «корочку» получил — иди и работай. Но мама посчитала это несерьезным. И отправила меня учиться в «пед», — вспоминает собеседница.

Семья девушки жила на Брестчине, поэтому Марина выбрала вуз поближе к дому — Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина и поступила на заочное отделение.

На вопрос, как попала в Наровлю, рассказывает еще одну интересную историю:

— Моя мама отсюда родом, я приезжала на каникулы и Наровлю просто обожала. Не поверишь, но она мне даже снилась: Припять, улицы. Я тогда еще не понимала, но, видимо, было мне предопределено здесь жить.

Отучившись один курс, я приехала сюда. В то время было очень туго с учителями и меня взяли на работу в Вербовичскую школу.

В ее карьере был и Белорусский патриотический союз молодежи (сейчас — БРСМ, — прим. автора), и дом детского творчества. Но ключевую роль в ее становлении как дефектолога сыграла работа в д/с № 1.

— Я стала дефектологом благодаря заведующей Галине Чураковой. Она мне сказала: «Нельзя сидеть на месте, надо чего-то добиваться!» И предложила пройти переподготовку в Гомеле. Я согласилась, — рассказывает Марина Александровна.

И вот уже десять лет она трудится учителем-дефектологом в СШ № 2 им. И.М. Шаврея. педагог отмечает, что работа очень специфическая и требует много моральных и эмоциональных ресурсов.

Специалист уверена, что главное качество в профессии — гибкость, потому что дети разные. Если ты даешь материал, а ребенок его не усваивает, нужно с ходу сообразить, как его преподать по-другому. Например, счет кто-то лучше усваивает через камушки, а кто-то птичек считает.

Встречаются в ее работе и проблемы:

— Самая главная сложность — это не дети, а их родители. Вернее, сложно донести им, что ребенку с трудностями в обучении будет лучше в интегрированном классе. Их пугает необходимость принести справку от психиатра. Многие думают, что диагноз — это «клеймо» на всю жизнь. Родителям стоит понимать, что их ребенок не больной. Он развивается по тем же законам, что и другие дети, только медленнее. важно любить, принимать, помогать.

В классе интегрированного обучения работают учитель-дефектолог и учитель начальной школы. Дефектолог проводит общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, обогащению словарного запаса. А также занятия предметной направленности, подготавливающие к восприятию новых тем учебной программы, восполняющие пробелы в полученных знаниях.

Марина Александровна считает, что сегодня нужно проводить информационные кампании об интегрированном обучении, просвещать родителей. Ведь в обществе еще сохраняется стереотип, что обучение детей с особенными образовательными потребностями вместе с остальными ребятами ущемляет чьи-то интересы. Опыт СШ № 2 им. И.М. Шаврея доказывает обратное. Тут сплоченный коллектив ребят и педагогов, у которых есть желание помогать друг другу.

Алеся ЛИТВИН, фото автора