Параллельно улице Советской, внизу за огородами, находится часть старика

Припяти —  Банное озеро. Название его не случайно, все дело в том, что в это озеро, когда-то была проложена канализация со старой наровлянской бани.

Наровлянская баня, 2002 год

Здесь дети до недавнего времени зимой играли в хоккей, взрослые любители зимней рыбалки мыли мотыль, а летом все ловили рыбу. Выше над озером, на противоположной стороне улицы, недалеко от старой водокачки, находилась баня.

Когда она была построена? Вопрос пока открыт, но стены у здания были очень толстые, на подпорках, сделанных наискосок из кирпича, как в некоторых хозяйственных зданиях, оставшихся от помещиков Горваттов. Все это дает повод думать, что оно было очень старое, еще дореволюционное.

В советское время баня играла исключительно важную роль в жизни жителей райцентра, она была одним из главных социально значимых городских центров гигиены и отдыха. Все это прослеживается из архивных документов. Так, в 1946 году на одном из заседаний райисполкома, среди прочих, вопрос о бане стоял очень остро: «Исполком Райсовета отмечает антисанитарное состояние райцентра, улицы и площади от мусора не очищаются, тротуары пришли в негодность, большинство колодцев не исправны, план озеленения не выполнен, имеющаяся баня не работает».

Конечно, такое отношение властей к бане неслучайно. Страна лежала в руинах, ко всем послевоенным трудностям нужно еще добавить тяжелейшую эпидемиологическую обстановку, которая сложилась в районе, как во время войны, так и сразу после нее.

На одном из совещаний в Мозыре, — областном центре Полесской области, — отмечалось: «Борьба с инфекционными заболеваниями в области и в частности с паразитарными тифами получившей со времени оккупации значительное распространение чесоткой, затрудняется недопустимо низким количеством бань в населенных пунктах, отсутствием мыла, а также жиров для изготовления противочесоточных мазей. Конечно, решающим фактором служит чрезмерная скученность населения, в особенности в таких районах как Лельчицкий и Капаткевичский (в Наровлянском районе ситуация была ненамного лучше, — прим. автора), где население еще не вышло из землянок, отсутствие необходимого количества белья и одежды и другие отрицательные моменты экономического и бытового порядка, вызванные длительной вражеской оккупацией».

Через некоторое время баня в Наровле заработала.  Приказом № 4 по восстановленному Наровлянскому комхозу от 11 января 1946 года на должность заведующего и механика был зачислен Сергей Мироносов, с окладом 350 рублей, а кассиром с окладом 150 рублей назначена Мария Двораковская, уборщицей бани с окладом 115 рублей стала Евгения Троян.

Как говорится, к хорошему быстро привыкают, и баня, сыграв свою роль в борьбе с различными заразными заболеваниями, вскоре стала одним из центров досуга и отдыха для многих жителей города. Именно в это время бани начали строить по всем населенным пунктам нашего района.

По словам старожила, в городскую баню было два входа.  Располагалась она фасадом к улице Советской.

С правой стороны было женское отделение, а с левой — мужское, здесь продавали билеты, функционировал буфет, где можно было купить веник, мыло, мочалку, лимонад, пиво и прочее. Лимонад и пиво продавали, как тогда говорили, «на месте». Выпивали  лимонад, бутылку сдавали обратно, и получалось, что покупатель платил только за сам напиток.

Веники, как правило, любители попариться тогда заготовливали сами, хотя их можно было купить и в буфете. Здесь же, перед входом в мужское отделение, стояла стопка оцинкованных тазиков.

 Женщины шли сначала в левую часть здания, покупали билет, а потом шли на «свою» половину бани. Из буфета была дверь в мужскую раздевалку. Там стояли шкафчики. В моечном зале было несколько дождиков, краны не вентильного типа, а как у самовара, сделанные на конус, чтоб быстро открывать и закрывать воду. Посредине зала стояли три-четыре широких скамейки, такие, чтобы можно было сидеть друг к другу спиной с двух сторон. Они были сделаны «под мрамор». Вдоль стен располагались тумбы, на которые можно было поставить тазик, а над каждой тумбой краны с горячей и холодной водой.

Перед баней был небольшой скверик: вдоль дорожки стояли скамейки, где можно было отдохнуть. 

Когда построили новую баню, то в старой сделали тарный магазин, а потом здание стало пустовать, обветшало, пришло в негодность, и его снесли.

Василий Чайка, фото автора