Как потерять значительные суммы при покупке брюк, «получить услугу» лжебанка или лишиться всех сбережений, спасая близкого человека от придуманной беды, об этом знают десятки наровлян, которые попали в ловушки мошенников.

Сотрудники милиции обращаются в редакцию ежемесячно с просьбой разместить материал по профилактике мошенничества. Чаще инфографику или плакат мы публикуем на сайте, или в социальных сетях, потому что мера должна присутствовать, всю газету предупреждениями не закроешь. Каждый раз пуская подобную статью думаю: «Люди, у всех же есть голова на плечах! Изучите, прочтите, засомневайтесь!» Но получаю статистику и мозг закипает, она увеличилась, а значит, «не мытьем, так катаньем» будем брать умы «непонятливых».

Во время новогодних и рождественских праздников ОВД проводит основной этап комплекса дополнительных мер, направленных на предупреждение противоправного поведения граждан. Под пристальным вниманием сотрудников — своевременное выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений имущественного характера, мошенничества.

Вспомним распространенные способы:

объявления о продаже — мошенники-продавцы просят перечислить деньги за товар, который в последствии жертва не получает;

объявления о покупке — мошенники-покупатели предлагают перейти в мессенджер, отказываясь общаться непосредственно на торговой площадке. Неизвестный присылает ссылку для перехода на определенный интернет-сайт, под предлогом контроля карт-счета, просмотра баланса или проверки состояния оплаты, где необходимо указать реквизиты карты. После получения этих данных, преступники похищают деньги с банковского счета;

звонок из банка, милиции и других служб — вам звонят на телефон и представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов и иных государственных служб, сообщают о попытках совершения подозрительных операций и предлагают помощь по их отмене. Убеждают предоставить реквизиты банковской платежной карты, или просят установить приложение «AnyDesk» или «TeamViewer», позволяющие получить доступ к мобильному телефону и банковскому счету. Также «лжесотрудники безопасности» могут предлагать поучаствовать в поимке преступников, для чего просят оформить кредит и положить деньги на якобы «секретный» счет. После перевода денег, распоряжается ими уже преступник;

звонок от неизвестного о ДТП — звонит злоумышленник, представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что родственник является виновником ДТП. Для «решения вопроса» нужно передать деньги курьеру, либо они нужны срочно на операцию пострадавшему человеку. Как правило, пострадавшими в подобных случаях являются люди пенсионного возраста.

Мне самому в преддверии новогодних праздников пришлось общаться с подобного рода мошенниками, правда всего 30 секунд; послушал, сказал до свидания и прервал разговор, не люблю, когда звонят через мессенджер. И скажу сразу, что свою банковскую карту я к приложениям стараюсь не «привязывать».

Это что касается интернет-мошенников, но есть и почтовые аферисты, и если посылка с мини-ноутбуком (или аналогичным ему содержимым) дождется меня на почте, то я расскажу вам про этот занимательный опыт.

Михаил Шевченко, фото из открытых источников