Субъектам хозяйствования, как государственным, так и частным, в последнее время пришлось столкнуться с беспрецедентным санкционным давлением. Перестраивайте логистических цепочек, переориентация экспортных поставок на другие рынки, развитие импортозамещения – все это создает условия для необходимости принятия решительных действий, направленных на повышение внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической стабильности.

В этих непростых условиях оперативно принимаемые государством меры позволяют минимизировать влияние санкций с целью поддержания экономической стабильности в Республике Беларусь.

Диалог власти и бизнеса налажен на разных уровнях от местных до республиканских органов государственного управления. Так, в целях принятия оперативных и гибких мер во взаимодействии с субъектами хозяйствования Гомельской таможней организованы рабочие встречи и совместные совещания с представителями организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и содействующих деятельности предприятий Республики Беларусь, которых в большей степени коснулось санкционное давление.

В последнее время на государственном и межгосударственном уровне  также принимаются необходимые меры по нормативно-правовой поддержке субъектов хозяйствования в современных экономических реалиях.

Так, принятое 04.07.2022 Советом Министров Республики Беларусь Постановление № 441 «Об отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость» устанавливает возможность использования 103-ем системообразующим и (или) градообразующим предприятиями отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, а также отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость на срок не более шести месяцев в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров.

Также в целях реализации мер, направленных на обеспечение экономической и продовольственной стабильности, во исполнение Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 19 мая 2022 г. № 85 «Об использовании копий сертификатов о происхождении товара для целей предоставления тарифных преференций», таможенными органами в подтверждение происхождения товаров для целей, предусмотренных пунктом 4 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, декларантом может представляться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара (формы EAV, СТ-2, СТ-3) при условии обязательного последующего представления оригинала такого документа в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.

Для поддержания финансовой стабильности предприятий, а также переориентации внешнего рынка с последующим поиском альтернативных вариантов сбыта продукции приняты Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2022 № 140 «О реализации продукции деревообработки», от 10.06.2022 № 382 «Об изменении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2021 № 795», согласно которым снижаются или отменяются ставки вывозной таможенной пошлины в отношении некоторых видов лесоматериалов.

Для поддержки социально значимых отраслей промышленности стран-членов Евразийского экономического союза Коллегией Евразийской экономической комиссии принято решение от 19.04.2022 № 66, согласно которому сроком до 30 сентября 2022 года включительно установлены нулевые ставки в отношении большого ряда товаров, в частности на отдельные виды органических химических соединений и продуктов неорганической химии, отдельные виды частей машин, оборудования и механизмов, отдельные виды бобовых культур (нут, фасоль, чечевица) и отдельные виды бумаги и картона.

В целях насыщения внутреннего рынка Евразийского экономического союза необходимыми товарами Советом Евразийской экономической комиссии принято решение от 17.03.2022 № 34, которым обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на такие товары, как фруктовое пюре, анилин и его соли, а также на отдельные виды тканей.

В целях снижения контрольной нагрузки на добросовестных субъектов хозяйствования, приоритет работы таможенных органов в рамках таможенного контроля направлен в первую очередь на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования правонарушений. В настоящее время при выявлении нарушений таможенными органами в адрес организаций направляются разъяснения о соблюдении требований законодательства, что позволяет субъектам хозяйствования в добровольном порядке устранить выявленные нарушения, а при уплате пеней, начисленных на суммы таможенным платежей в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, уплатить их в размере, уменьшенном в два раза.

В целях исключения дефицита определенных категорий товаров на временной основе увеличены лимиты на ввоз физическими лицами товаров для личного пользования (стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и (или) вес не превышает 31 кг).

Со стороны Гомельской таможни, с учетом результатов проведенной работы с субъектами хозяйствования, приняты локальные меры по оптимизации направлений работы, снижена контролирующая нагрузка на субъекты хозяйствования, налажен информационный обмен с уполномоченными государственными органами, в компетенцию которых входит принятие решений по вопросам, полученным от представителей бизнеса, с целью оперативного реагирования и принятия необходимых мер и решений.

По материалам Гомельской таможни