На территории Вербовичского сельсовета находится небольшая деревенька Гридни, известная далеко за пределами района. А все потому, что живут здесь так называемые самоселы, — те, кто вернулся после отселения в родные края. А еще несколько раз здесь встречали Президента страны.

Желание написать материал о жителях Гридней возникло неслучайно. Деревня эта интересует многих журналистов особенно в преддверии очередной годовщины катастрофы на ЧАЭС.

В назначенный день выезжаем с председателем местного сельисполкома Валерием Рагулей в Гридни. От Вербовичей здесь недалеко, всего три километра. По извилистой дороге мчится автомобиль, разговариваем.

— До радиации в деревне насчитывалось около 150 дворов и порядка 700 жителей, — говорит Валерий Петрович.  — Сегодня здесь проживают пять человек. Но скоро станет повеселее, обычно весной съезжаются дачники…

— Интересно, как живется сейчас этим людям? — скорее себе, а не председателю задаю вопрос.

— Они сами все расскажут, — улыбаясь, отвечает он.

В Гриднях мне доводилось бывать нечасто. Впервые — шесть лет назад, когда писала о многодетной семье Александра и Парасковьи Ковальчук. Шутка ли: девять детей, 15 внуков и 14 правнуков! К сожалению, прошлым летом супругов не стало. Еще пару раз работала в составе смотровой комиссии.

Останавливаемся в центре деревни. Проведя небольшой «инструктаж», и договорившись созвониться, Валерий Петрович уезжает, я остаюсь. Заблудиться здесь невозможно: всего несколько домов. А вот и первый — Марии Киричек. С некоторой опаской смотрю на табличку «Осторожно, злая собака», но все же отворяю калитку. Во дворе полный порядок, во всем видна хозяйская рука. Услышав меня, злобным лаем отзывается овчарка в вольере. Постояв немного у двери и не дождавшись хозяйки, решаюсь войти. Мария Леонидовна нисколько не удивилась моему визиту. Наоборот, обрадовалась и без лишних вопросов усадила в кресло.

За долгим разговором узнаю о судьбе собеседницы. Родилась и выросла в Гриднях. Жила и работала в Наровле. В «радиацию» родителей выселили в райцентр, но они, как и многие другие, в эвакуации вытерпели недолго. Пожили немного и приехали обратно. В отчий дом Мария Леонидовна вернулась семь лет назад досматривать отца, да так и осталась. Еще поначалу, пока позволяло здоровье, держала хозяйство, огород, а сегодня из живности только куры, кот Тихон и собака Малыш. Но в Наровлю переезжать не собирается.

— Зачем мне это? — недоумевает женщина. — Автолавка приезжает два раза в неделю, автобус ходит, телефон работает, и дети часто наведываются, помогают.

Нигде нет лучше, чем в родном доме. Выйду на улицу, животных покормлю, дров потихоньку принесу, по огороду похожу. А что я буду делать в квартире?

Многое помнит Мария Леонидовна и о родной деревне:

Село у нас было большое.  И начальная школа была, и магазин, и клуб, и ферма.          А главное — люди — хорошие, дружные, гостеприимные…    А какие голосистые женщины! Как начнут петь песни, заслушаться можно…

Беседу прерывает появившаяся в дверях соцработник Мария Титович. Кстати, тоже местная, но живет в Вербовичах. На ее попечении десять человек. В Гриднях обслуживает троих. Говорить с женщинами можно бесконечно, но мне нужно торопиться. Прощаюсь и продолжаю маршрут.

Буквально через минуту кажется, что деревня уже закончилась: сплошное поле с мелкими деревьями. Но пройдя еще минут семь, за кустами вижу очередной дом. Поначалу подумала, что он нежилой. «Уставший» забор, хозпостройки,  в собачьей конуре пусто. Заглянув в окно, вздохнула с облегчением. На столе хлеб, телефон, кухонная утварь, а на диване потягивается кот. На стук вышла 85-летняя Ева Бондарь. Ева Ивановна живет одна. Девять лет назад похоронила супруга, дочь в Минске, но часто звонит, навещает маму. Из живности у бабушки — куры и девять кошек. Собака еще была, но месяц назад пропала. Добрым людям хозяйка всегда рада, вот и меня угощает конфетами, но фотографироваться стесняется.

Жизнь в деревне женщина описывает в двух словах:

— Все есть. И телевизор, и телефон. Автолавка под хату приезжает, что хочешь, то и заказывай. Только здоровье подводит…

Когда-то Ева Ивановна работала учителем в местной школе. В 1986-м переехала в Бешенковичи Витебской области. Там работала воспитателем во вспомогательной школе, а через девять лет возвратилась с семьей обратно. Потянуло на родину, да и северный климат мужу не подходил.

— Практически каждый год весной у нас в деревне бывают корреспонденты, различные делегации, несколько раз и Президент приезжал, — рассказывает Ева Ивановна. — Он такой высокий, статный и красивый мужчина.  Хлебом-солью встречали, молоком, сметаной с творогом угощали, всем, чем сами богаты…

О том визите Главы государства в Гридни знают далеко за пределами области. Самоселы просили Президента разрешить доживать век в своих домах. Конечно, их услышали. Тогда на малую родину вернулись около 30 семей

…По соседству с Евой Бондарь живет Елена Бараш.Елене Григорьевне 92 года. После выселения она, как и многие земляки, через год приехала из Витебского района. Там вроде и нормально было, но тут дом свой и все родное.

В позапрошлом году бабушка еще поросенка держала, но теперь здоровья не хватает за всем следить. Остались только куры и собака. В доме тепло и чисто. Грубку потихоньку топит сама. Помогает матери справляться по хозяйству сын, который часто приезжает из Мозыря. Вот и сегодня она его ждет.

Женщина немного удивлена, что я приехала не из Минска, но все же охотно рассказывает о житье-бытье, муже, детях, внуках, правнуках, чьи фотографии висят в рамочках на стенах. И не устает хвалить соцработника:

— Ох, Марьяша молодчина. Все поделает, и дров принесет, и постирает. К Пасхе готовимся. Спрашивает у меня: вы сегодня ели? Конечно, ела! Неужели буду голодная сидеть (смеется).

Смотрю на Елену Григорьевну и тоже улыбаюсь. Столько в ней оптимизма, доброты, любви к труду и малой родине. Нам бы поучиться.

…Возвращалась обратно к остановке я с особыми эмоциями, которые остаются только от общения с самыми близкими людьми, когда чувствуешь неимоверное тепло, искреннюю неподдельную радость. Где-то пропел петух и сердце защемило. Дай Бог этим замечательным людям доброго здоровья еще на долгие годы!

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото автора