Так уж сложилось исторически, географически и политически, что Беларусь всегда находилась в центре многих событий и пересечения интересов. В разные периоды она входила с состав княжеств, империй, СССР. И только 19 сентября 1991 года наша страна обрела независимость.

Более тридцати лет суверенитета приучили нас к самостоятельности, воспитали чувство ответственности за свою страну. Мы осознаем, что никто, кроме нас, не защитит нашу родину, не построит экономику и не будет нас кормить, обеспечивать жильем и работой. Это наша земля и от каждого зависит какой мы оставим ее своим детям.

Но последние годы спокойствие по поводу независимого статуса Республики Беларусь слегка пошатнулось. И хоть многие пытаются обвинить братскую нам Россию в желании присоединить бывшую республику Союза в качестве еще одного субъекта федерации, но мне кажется, если бы действительно хотели, то мы уже давно бы им стали. Несмотря на многочисленные связи, постоянное взаимодействие по всем ключевым политическим и экономическим аспектам, сотрудничество во всех сферах, поддержку и даже формальное отсутствие границы, мы все равно остаемся двумя суверенными государствами на протяжении трех десятилетий.

Но наша территория привлекает соседей с другой стороны. Причем, с давних пор. Периодически она оказывалась под разными флагами, переходила от одного государства к другому. Речь Посполитая, возникшая после присоединения к Польскому королевству Великого княжества Литовского в 1569 году, просуществовала почти двести лет.  И 250 лет назад, в 1772 году произошел ее первый раздел, затем — ещё два. В результате она перестала существовать как государство. Земли современной Беларуси перешли под контроль Российской империи. И это был первый весомый удар по территориальным амбициям поляков.

Позднее в ходе Первой мировой войны в 1915 году германскими войсками были оккупированы западные территории современной Беларуси. А после советско-польской войны в 1921 году они частично вошли в состав Польши. И хоть нынче многие идеализируют тот период и считают, что было бы замечательно остаться польской провинцией, но, по историческим свидетельствам, уже тогда народу там было не сладко. Например, на территории Западной Белоруссии польское правительство не соблюдало положения Рижского договора о равноправии всех этнических групп. Ущемлялись права белорусов, евреев, людей других национальностей. Сложно было получить образование на своем языке, исповедовать православную веру. В середине 1930-х годов 43 % западных белорусов были по-прежнему неграмотны, а студентов-белорусов во всей Польше не насчитывалось и 200 человек. Мировой экономический кризис тяжело отразился на отсталом регионе, десятки тысяч жителей эмигрировали дальше по странам Европы и в Америку. На территории Западной Белоруссии, до того, как та перешла под польский контроль, функционировало 400 белорусских школ, две учительские семинарии, пять гимназий. Но уже до 1939 года все белорусские учебные заведения были ликвидированы. Не было ни одного белорусского театра, музыкального учреждения, отсутствовали радиовещание и кинематограф на белорусском языке. Но об этом многие не знают, или забывают упомянуть, говоря: «как бы нам хорошо жилось при поляках в Европейской стране».

А восточные регионы закружились в революционном вихре. Чуть позже эта территория стала называться БССР и вошла в состав Союза. В середине 1920-х годов в республике активно проводилась белорусизация — комплекс мер по расширению сферы применения белорусского языка и развитию белорусской культуры. В 1920—1930-е годы в Советской Белоруссии активно шли процессы индустриализации, сформировались новые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Да, никто не отрицает и репрессий, и принудительной коллективизации и прочих печальных реалий того времени. Но и плюсы нужно учитывать.

На основании договора о разделе сфер влияния между Германией и СССР, в 1939 году советские войска заняли территорию Западной Белоруссии. Осенью был подписан Договор, который задал границу БССР, оставшуюся неизменной до нашего времени. Южная часть территории Восточной Польши (Западная Украина) вошли в состав Украинской ССР, а город Вильно и его окрестности были переданы Литве. Очередной удар по территориальным амбициям соседей.

Долгие годы не предпринималось попыток каким-то образом вернуть былые масштабы польского владычества. Сдерживал могучий Союз, одержавший Победу над нацистской Германией. Потом наступил период десоветизации со всеми его сложностями. Мы шли своим путем. Польша своим, окрепла, снова проснулись амбиции. Вот уже, пользуясь положением дел в Украине, заговорили о присоединении ее западных краев и чуть ли не объединении двух стран. И к нам заглядывают. Но с оглядкой на более сильных: Западную Европу и Америку. Ожидая, что помогут в случае чего. Внутри страны пытаются всё расшатать, особенно заметно это было в период президентских выборов. Цель – расколоть общество и затем устанавливать свои правила, проявляя мнимую лояльность. Спасибо, но нет. Не интересно оказаться на задворках польской империи или в современном Евросоюзе, как-то у них там все тоже сложно нынче. Хочется обойтись без чужих рекомендаций и спокойно жить в своей родной Беларуси, пусть и с трудностями, но в своем доме и сами себе хозяева, и только от нас зависит, каким будет этот дом.  

Но не успокаиваются, бряцают оружием на учениях у наших границ и зовут «старшего брата»  НАТО. Так и у нас есть свой «старший брат», заступится, если что, да и остальные «братья» из ОДКБ не оставят в беде, если угрозы перейдут к делу. Они до сих пор на наш суверенитет не посягают, как бы ни пытались обвинить некоторые. И пока словами о присоединении и перекраивании территории Беларуси не кидаются. Не надо на нашу землю заглядывать с желанием стать тут хозяевами, лучше в гости приезжать, мы радушные и всегда рады добрым соседям. Но и защищать родину тоже у нас генах. Неужели история ничему не учит?

Виола ЛЕХНОВИЧ, фото из интернета