Переписывая архивные документы, мне попался в руки фрагмент пожелтевшего письма с фронта. На бумаге, из разряда той, что была на войне под рукой, написано сообщение (стилистика и орфография сохранены — прим. автора): «Письмо Малиновского Ивана Иосифовича посланное от его товариша Николаева Михаила Ивановича. Родом я Винницкой области, Тывровского района, с. Лопатинцы. Сообщаю Вам, жена Малиновского Ивана Иосифовича Одозя, синок Петя и дочка Тома, что я получил ваше письмо 2-го июля, и сообщаю вам, что Иван Иосифович Малиновский убит 22 июля 44 года».


На фото генерал-майор Александр КИСЕЛЕВ — командир подразделения 140-й Сибирской дивизии, в котором служил наш земляк из Грушевки Иван Малиновский.

К сожалению, это скупое известие о гибели товарища не давало полного представления о том, где служил наш земляк, как погиб, где похоронен. Я решил разобраться. Чтобы узнать часть, где служил фронтовик, достаточно знать номер полевой почты. Но на этом письме его не было, а может и был, но за это время чернильный номер выцвел. Я решил поискать официальною похоронку или сведения на солдата. Такие нашлись. Они, к сожалению, были не времен войны, а датированные 1947 годом, но, тем не менее, это уже была зацепка.

После войны на детей погибших солдат платили небольшое пособие. Поэтому вдовы шли в военкомат за официальным документом на основании которого оно выплачивалось. В военкоматовском документе практически ничего нового не сообщалось. Удалось узнать лишь то, что Иван Малиновский родился в 1901 году, а полное имя его жены Одозия Францевна. Здесь же подтвеждалась дата его гибели — 22 июля 1944 года. Видимо, женщина с письмом, присланным сослуживцем мужа, ходила в военкомат, и оно послужило основанием для выдачи ей необходимой справки.

Далее я продолжил поиски в другом направлении. Михаил Николаев и Иван Малиновский — сослуживцы, а значит у них одна воинская часть. Сайт «Память народа» выдал, что рядовой Михаил Николаев пропал без вести за два дня до гибели Ивана Малиновского 20 июля 1944 года в районе села Плесняны. Получается, что ему удалось остаться в живых, стать свидетелем гибели товарища.

Этот домумент был времен войны, на нем было то, что бюрократы называют «шапка» — именной список безвозвратных потерь личного состава 283-го стрелкового Красноуфимского полка 140-й Сибирской дивизии. Так удалось выяснить воискую часть, в которой воевал Иван Малиновский. В ней служили немало наровлян. Командовал подразделением генерал-майор Александр Киселев, который погиб в Чехословакии в самом конце войны, похоронен во Львове.

Из журнала боевых действий известно, что это подразделение участвовало в освобождении Гомельской области. Дивизия вела боевые действия в районе Короватич и Защебья. Она освободила Защебье от фашистов и остановилась здесь на отдых. Вот, что пишет журнал боевых действий: «С 01.12.43 года по 12.12 1943 года 140 сд получила пополнение личного состава, проводила доукомплектование частей, проводила занятия по боевому сплачиванию». Думаю, в это время наши земляки-наровляне попали служить в это подразделение. Затем дивизию передали в состав 13-й армии и 13 декабря 1943 года 140-я стрелковая дивизия приказом по 13-й армии переходит в новый район. Части дивизии совершает марш по маршруту Аревичи, Довляды, станция Красница, Ильинцы. Подразделение участвует в освобождении Украины от фашистов.

Далее я решил проверить, где находилась 140-я дивизия в конце июля 1944-го. В архиве нашелся документ «Боевое распоряжение № 0101 штабдив. 140. Плесняны. 21 час. 30 минут. 21. 07. 44». Вот выдержка из боевого приказа командира дивизии: «(…) 2. 283 стрелковому полку с 371 артиллерийским полком наступать в направлении Прысакаво, Угорище, Кропивна, имея ближайшей задачей переправу на западный берег реки Гнилая Липа своего передового батальона и овладение им Кропивна. Главными силами выйти на западный берег реки Злота Липа у Угорце к 4 часам утра 22. 07. Потребовать от всего офицерского состава самых решительных и активных действий».

Скорее всего, в этом ночном бою при форсировании реки Гнилая Липа погиб наш зеляк Иван Малиновский. Местом его захоронения, предположительно, стал перекресток дорог рядом с г.п Заложцы Зборовского района, где похоронены, и куда потом перезахоронили около двух тысяч советских солдат, погибших в этих боях и свезенных туда с окрестных населенных пунктов, в том числе и с упомянутой выше деревни Плесняны.

Василий ЧАЙКА, фото из архива автора