Сегодня мировая повестка бурлит событиями, и они далеко не всегда относятся к сфере США или Евросоюза. Так, на днях глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров сообщил, что в Шанхайской организации сотрудничества сложился определенный консенсус насчет вступления Беларуси в ШОС в качестве полноправного члена. Заявление он сделал по итогам заседания Совета министров иностранных дел (­СМИД) стран — членов организации. Почти в то же время Аргентина, Бразилия и Мексика категорически отказались обсуждать действия России в украинском конфликте. Это озвучили в принятой декларации по итогам 15-й Конференции министров обороны Америки (CDMA). Наш министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко провел встречу с членом Коллегии (министром) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экoномической комиссии Арзыбеком Кожошевым. Что происходит с планетой, неужели центр тяжести смещается и дряхлеющие гегемоны уходят на задворки истории? Давайте разбираться.

Сразу отметим, что на встрече в Америке 13 из 21 страны отказались осуждать действия российской стороны, а Аргентина, Бразилия и Мексика заявили, что ситуация в Украине не должна обсуждаться на конференции. И только Канада, Колумбия, Эквадор и США выразили свое крайне негативное отношения к действиям российских Вооруженных сил в Украине. 

Мы видим: тектонические сдвиги идут, однозначно происходит смещение центров силы. Эта тенденция наметилась уже после 2015 года и приобрела явно выраженный характер. Однополярный мир сегодня невозможен. Но США и другие представители «золотого миллиарда» не могут пока принять эту реальность. Мы видим, что в случае с Украиной только около 40 стран из более чем 200 в мире поддерживают ее позицию. Около 70 одобряют россиян, а остальные придерживаются нейтрального статуса. Это объяснимо: гиганты Европы и США владели многими колониями. Маленькие государства все еще подвержены влиянию глобалистов. Но, к примеру, крупные страны Южной Америки более самостоятельны, у них свыше 300 миллионов жителей, динамично развивается экономика.

Обратите внимание, к примеру, на поездки Сергея Лаврова по странам Африки. Даже Жозеп Боррель ревниво заметил: мы представляем всю Европу, но на меня обращали меньше внимания. К Лаврову на международных мероприятиях выстраивается очередь, чтобы обсудить торгово-экономические отношения. Почему это происходит? Страны Африки и Южной Америки прекрасно помнят недавнее прошлое, когда западники из них высасывали ресурсы, а Советский Союз помогал в медицине, образовании и других сферах. И сегодня сколько в той же Беларуси африканских, а также азиатских студентов. Мы помогали им экономически, чтобы они развивались. Сейчас они рады тому, что происходит: можно глотнуть воздуха и освободиться от давления США. 

А вот когда куда-то приезжает Байден, он не договаривается. Угрожает санкциями и другими мерами. Сейчас такое давление пытаются оказать и на Китай: не сметь покупать нефть у России. Политика США не про добрососедские отношения — только давление со стороны однополярного мира. Это фактически его последние конвульсии. 

Сегодня многие хотят вступить в ШОС. С нашей стороны есть заинтересованность в продаже удобрений. Мы входим в тройку крупнейших мировых производителей и подверглись санкциям. В Европе уже пошли разговоры об их прекращении, но нам это все меньше интересно. Ведь есть Мексика, Бразилия и другие страны с огромным потенциалом и динамичным развитием сельского хозяйства. А также Китай и Индия. Есть рынки, куда мы можем поставлять и удобрения, и аграрную продукцию, ее экспорт в этом году должны нарастить на 7,8 миллиарда долларов. При этом по прогнозу — на 7 миллиардов. Это и ­БЕЛАЗы, и «Беларусы», которые нужны в Южной Америке, МАЗы и другая техника. Все страны-участницы имеют преференции на рынках этой организации. Упрощаются процедуры торговли. Это помогает пробиться на новые рынки.

А ведь есть еще ­ЕАЭС, ­БРИКС и другие объединения, каждое из которых со своим потенциалом. Их участники в состоянии развиваться самостоятельно. Может получиться так, что ЕС и США окажутся в изоляции. Мировые ресурсы в основном сейчас у «золотого миллиарда». Но у Европы нет своих полезных ископаемых, они полагались на российские ресурсы. 

Как человек военный, я бы сказал, что сейчас в мировой дипломатии ведется разведывательная деятельность. Поездки, встречи на различных уровнях, договоренности о намерениях. Собирается материал, а по итогам будут приняты решения. Наш же Президент, как всегда, в стратегическом мышлении опережает западных политиков. Помните, в недавнем интервью с журналистом «Франс-Пресс» он упомянул свою как бы «шальную мысль», если европейцы будут дружны с белорусами и россиянами: «Мы бы не воевали против кого бы то ни было. Огромные ресурсы, территория на востоке и высочайшие технологии на западе у вас, у немцев и так далее. Вот где ваше счастье. Но вы не можете эту политику проводить».

Александр Лукашенко, напомню, автор очень интересной инициативы, которая получила название «Хельсинки-2». Стопроцентно убежден, что она будет востребована, так или иначе, мир к этому придет, ведь многие страны хотят жить по новым правилам. 

Игорь МАРТЫНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания.

Источник, фото: sb.by