Главная | О районе | Наровля, что над Припятью-рекой | Как Колегов стал частью Наровли?

Как Колегов стал частью Наровли?

8 сентября 2017 - Прыпяцкая прауда
Как Колегов стал частью Наровли?

 Село Наровля и местечко с таким же названием некоторое время сосуществовали. Границу между ними весьма условно можно определить так: ближе к Наровлянке и Припяти было местечко, а село находилось в районе православной церкви. Со временем численность еврейского населения выросла, и местечко вобрало в себя село. В сторону Мозыря границей Наровли была Наровлянка, а за ней имение, где местечко заканчивалось. Весь дальнейший рост нашего города напрямую связан с развитием промышленности.

Так, в 1901 году губернатор Минской губернии дает разрешение на создание коллегиальной компании по разработке лесных массивов нашего края. Эта дата может стать исходной для появления в нашем городе микрорайона Колегов. Руководил этим масштабным строительством Илья Кушалевич Пайкин.

Вот как краевед Владимир Дубовский описывает создание этой части Наровли: «В конце XIX-го века южнорусским лесопромышленным обществом было организовано коллегиальное общество по разработке и вывозке древесины. Была проложена узкоколейная дорога, по которой заготовленный в лесных массивах лес транспортировался в затон. Здесь вязались плоты, нагружались баржи ценными породами древесины и направлялись в южные безлесные районы Российской империи».

Подрядчиком строительства железной дороги, скорее всего, была бельгийская компания «Ольшен и Керн». Дорога проходила от Колегова до Ельска. В районе д. Будки была станция, от которой отходила ветка узкоколейки до Красновки.

Просуществовала узкоколейка до1918 года. Во время Первой мировой войны ее частично разобрали для строительства оборонительных укреплений на русско-германском фронте. Последнее устное упоминание о работе железной дороги относится к временам германской оккупации 1918 года.

Лес, доставленный к Припяти, складировался на поле, вдоль реки, между Колеговом, панским имением и улицей Октябрьской. Место, где оно расположено, так и называется — Деревячина. К началу 1900-х годов (точной даты не установлено — прим. автора) относится и строительство в Колегове судоверфи. Там делали баржи для транспортировки лесоматериала и дров в Киев. Город отапливался дровами, и потребление их было значительным.

В 1913 году общество перестало существовать, а на его месте возникло государственное предприятие по ремонту речных судов. Его создание привлекло опытных специалистов, и Колегов стал разрастаться. Раздвинулись границы имения Горватта. В том же 1913 году была построена фабрика, сблизив друг к другу две части нашего города. В 1939 году соединились между собой улицы Октябрьская и Дзержинского. Объединению послужила ликвидация хуторов.

Старожил Наровли Александр Миллер вспоминал:

— Мы жили на хуторах, в районе современной улицы Строителей. Там были Красные поселки — три хутора. Наш, где мы жили, назывался Красная Звезда. В 1939 году эти хутора убрали, а моей маме дали усадьбу на Октябрьской. Дали транспорт и заставили перевозить все сюда.

Так Колегов стал частью Наровли.

Василий ЧАЙКА

 

Если вам понравилось, поделитесь ссылкой с друзьями:

BB-cсылка на публикацию:

Прямая ссылка на публикацию:

Комментарии (2)
Андрей # 19 октября 2017 в 18:00 0
Подскажите, как связаться с Владимиром Дубовским?
Прыпяцкая прауда # 22 ноября 2017 в 09:31 0
К сожалению, Владимир Дубовский умер много лет назад...