Главная | О районе | Наровля, что над Припятью-рекой | 19 мая 2012 года исполнилось 140 лет со дня образования населенного пункта Физинки

19 мая 2012 года исполнилось 140 лет со дня образования населенного пункта Физинки

3 сентября 2015 - narovlya.by

Наш край имеет богатейшую историю. Существуют интересные исторические факты нашего Полесского края, о которых хотелось бы вспомнить именно сейчас. Жители Наровлянского района в нынешнем времени, и в прошлом, те, которые после Чернобыльской аварии рассеялись по всей Республике Беларусь, знают и помнят небольшую деревеньку Наровлянского района — Физинки. 19 мая 2012 года исполнилось 140 лет со дня образования этого населенного пункта.

Из истории известно, что в начале девятнадцатого века земли Наровлянщины были приобретены помещиком Горватом. Их хозяйство было сильным и доходным. Вся территория района впоследствии была распределена между сыновьями на отдельные хозяйства. Крепостные крестьяне были замучены феодальщиной и повинностью перед местными помещиками. Нередко возникали бунты, отказы повиноваться местным господам, и даже были случаи, когда семьи скрывались в лесах Наровлянщины от несправедливости и гнева местных помещиков.

В сложившейся ситуации Артур Горват нашел выход: он привез группу латышей из Курляндской губернии строго для возделывания земли. Это событие датировалось 19 мая 1872 года. Он выделил им земли под аренду и поселил между Кнуровкой и Наровлей. В именном списке 28 семей латышей образовали поселок Физинки. Вот так на юге Наровли появились латышские поселения.

Современные Физинки выглядят как многие обычные деревушки Наровлянщины: есть современные дома-котеджи, новостройки, небольшой магазин, частное предприятие. В Физинках есть дома и постарше, хозяева которых помнят, знают и хранят историю деревни.

В ходе этнографической экспедиции установлено, что в деревне до сих пор живут люди, имеющие родственную связь с теми латышами, которые основали деревню Физинки. Это двоюродные сестры Рафальская Любовь Сергеевна и Цандер Зинаида Фридриховна. Зинаида Фридриховна сохранила свои латышские корни, и, как старшая, хранит многое об истории своей семьи. Она вспоминала, как дед Карл, который родился уже на белорусской земле, рассказывал о том, как старший Горват умер. Это тот самый Артур Горват, который пригласил латышские семьи обрабатывать землю. Вместо него к управлению делами пришел сын. Молодой Горват беспокоился, что земли, на которых живут латыши, перейдут на постоянное пользование в собственное имущество. Следующее действие молодого помещика было жестким: он выселил всех латышей в Комаринский район. Люди не хотели покидать свои обжитые и насиженные места. Вещи грубо выбрасывались, ломалась мебель, рушились печи. Ничего не оставалось семьям латышей, как подчиниться воле молодого необузданного хозяина.

История этой семьи не закончилась грубым выселением. Многие латышские семьи остались в Комаринском районе, некоторые вернулись на свою Родину - Наровлянщину. Это произошло после Великой Октябрьской революции, когда поменялась власть и поменялось отношение к беднякам.

Молодой латыш Карл своей Родиной считал Физинки. Вернулся проведать сестру и остался в своей родной деревне. Сначала с семьей жили в казармах, которые ранее принадлежали Горватам, и потихоньку строили себе жилье. Каждая молодая семья, которая строилась и обживалась, прошла через горватовские казармы.

Дружно и ладно жила семья Карла Брига. Всю свою жизнь вместе с женой Лавизой трудился в колхозе, растили детей: Анну, Марию, Эльфриду, Адольфа, Еву и Владимира. Все они выросли достойными людьми и трудились в колхозе родных Физинок. Потомки этнических латышей ассимилировались с местным населением и свидетельство тому их фамилии: Мике, Луче, Вейс, Данберг, Цандер, Кошкень, Гринфельд, Розенфельд, Брига. Встречаются и необычные латышские имена: Карл, Франц, Инга, Эрнест, Каролина, Янис, Лотта, Фридрих.

Заканчивая статью об исследовании темы поселения латышей на Полесской земле, следует отметить, что ничего не проходит бесследно. Первые латыши-переселенцы принесли свою культуру, свой колорит быта, и, поселившись на Наровлянщине, долгое время сохраняли свои традиции. Сейчас, когда прошло 140 лет со дня образования латышского поселка, многое забыто, многих уже нет, многие потеряли связь со своими латышскими корнями, многие считают себя белорусами. Но остается неоспоримый исторический факт, латышская культура влилась в нашу — белорусскую. 

Инесса Соцкая, научный сотрудник государственного учреждения культуры «Наровлянский историко-этнографический музей»

Если вам понравилось, поделитесь ссылкой с друзьями:

BB-cсылка на публикацию:

Прямая ссылка на публикацию:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!