Главная | Год малой родины | Крестный ход в Белосорокский храм: как это было

Крестный ход в Белосорокский храм: как это было

10 января 2019 - Прыпяцкая прауда

Паломничество к чудотворному образу Святителя Николая в деревню Белая Сорока — обычное дело в жизни жителей нашего района в дореволюционный период. Об этом я слышал много раз. Но иногда оно принимало форму крестного хода.

О том, как это происходило, сохранилась статья от 1 августа в Минских епархиальных ведомостях за 1914 год. Написал ее, как он сам себя называл, очевидец Михаил Шах. Заметка называется «Письмо в Редакцию» (стилистика сохранена — прим автора):

«В воскресенье, 4 мая с.г. было объявлено в храме Священником Вербовичской церкви Петром Юхневичем о предстоящем крестном ходе из села Вербовичи в село Белую Сороку (43 версты). Многие, не видевши крестных ходов, да еще на такое неблизкое расстояние, отнеслись скептически. Но призыв пастыря почтить память Святителя Николая поклонением Его Чудотворному образу, находящемуся в Белосорокском храме, не остался безрезультатным и как только раздался первый удар колокола, 7 мая, то со всех сторон стали стекаться паломники с котомками за плечами и к 9-ти часам утра их набралось человек 60, с которыми крестный ход, после молебна «в путь шествующим» двинулся по направлению к деревне Белобережской Рудне (5 верст). В дороге все новые и новые паломники догоняли крестный ход, так что около деревни Белобережская Рудня было человек 100, а пройдя деревню, где были лития о усопших при кладбище и ектении о здравии «жителей веси сея» при вынесенных с хлебом-солью столах, крестных ход увеличился до 200 человек, так как кроме паломников деревни Рудни, присоединились и паломники деревни Белого Берега (1 верста от Рудни). По пути крестного хода были хутора Лиховня и Данилеевка населенные крестьянами-католиками. Предполагалось пройти эти хутора без остановки, но к радости всех православных, все католики вынесли на улицы столы с хлебом-солью и просили читать над головами евангелие, что и было исполнено священником. Многие из католиков пошли крестным ходом в Белую Сороку тоже для поклонения. И какая разница между православным и католиком крестьянином, какое отличие, разве в крестном знамении и только? Не знают они ни filioque, ни безгрешности папы, ни беспорочности зачатия Пресвятой Девы Марии, ничего они не знают, и также радушно принимают как священника, так и ксендза, как в одном, так и в другом они видят священную особу. Да, я слышал, что здешние католики только на бумаге католики, а на самом деле православные, потому что все требы исполняются православными священниками.

Пройдя Лиховню и Данилеевку, крестный ход двинулся к деревне Дерновичи, где был предложен отдых в первом доме на два часа. После отдыха крестный ход в том же порядке двинулся вдоль деревни; на каждом шагу столы с хлебом-солью. Некоторые просили освятить дома, иконы, колодцы и т.п., чувствовался духовный голод, да и неудивительно: она стоит от своего храма в 18 верстах. Священник отказался исполнять требы, не имея на то разрешения от местного священника. Теперь же в крестном ходе было около 1 000 человек. Пройдены деревни Рожава, Глинное и наконец село Белая Сорока. Весь путь, несмотря на солнечный, знойный день, пройден в 11 часов. Во время крестного хода пел Вербовичский хор под управлением псаломщика Гнедчика. Крестный ход встретил крестным ходом священник Белосорокской церкви отец Иоанн Беляковский. Встреча произошла в начале села Белой Сороки, причем была произнесены сугубая ектения и при входе в храм отпуст, в виду того, что в храме в то время служилось всенощное бдение Борщовским священником о. Николаем Былинским и диаконом местечка Чернобыля. Из м. Чернобыля пел чудный хор, коим управлял учитель.

Пробыв четверг, 8 мая, и выслушав в пятницу, 9 мая, раннюю литургию, крестных ход тем же порядком и чрез те же деревни отправился в село Вербовичи. В Дерновичах исполнены все просьбы крестьян. Придя в Вербовичи, прихожане благодарили со слезами на глазах своего батюшку отца Петра за крестный ход и просили, чтобы и на следующий год таким же образом идти помолиться Чудотворному образу Святителя Николая.

Вера в русском народе есть и большая вера, но она затаилась в тайниках души и некому только расшевелить…

Желание народа послушать поучение, несомненно, велико. Всякому видно, как во время поучения срываются с погоста отдыхающие старики, старухи и дети и стараются кое-как пробиться в церковь, дабы услышать хоть несколько наставительных слов батюшки.

А про отца Петра можно только сказать, что такой любви среди своих прихожан редко кто из пастырей имеет как он».

Подготовил Василий ЧАЙКА

Если вам понравилось, поделитесь ссылкой с друзьями:

BB-cсылка на публикацию:

Прямая ссылка на публикацию:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!