БЕЛЫЙ БЕРЕГ

5 октября 2018 - Прыпяцкая прауда
БЕЛЫЙ БЕРЕГ

У каждого человека есть своя малая родина — край, где все кажется особенным, близким и дорогим сердцу. Сюда возвращаешься в воспоминаниях, словно в родную гавань. Здесь в унисон с твоим бьется сердце земли. Здесь ты ощущаешь себя ее частью. А память об этом месте неизменно вызывает волнение, радость и грусть одновременно. А сколько красивейших деревень стали заложниками чернобыльской трагедии? Березовка, Тешков, Майдан, Углы, Белая Сорока, Бук, Романовка, Лисава… Для многих эти населенные пункты — самый милый сердцу уголок. По традиции их жители собираются вместе только один раз в год — на Радуницу. Навещают могилки родных и близких, перебирают в памяти драгоценные моменты жизни, той, которая осталась в прошлом...

Белый Берег: Село, Мельники и Кимборовка

Известна деревня с XVII века. Существует версия, что свое название она получила потому, что расположена на намытой рекой Словечно белой песчаной возвышенности, на берегу реки. По словам старожилов, песок на ее берегах был такой белизны, что «аж вочы слепіць». «Лучше названия, чем «Белый Берег» и не придумать», — говорили они.

В древности рядом с деревней протекали Припять и Словечно. Припять свое русло изменила, повернув влево и оставив рядом с деревней урочища Чавнаве и Дедова Гора. В результате Чавнаве стало естественной границей между землями деревень Вербовичи и Белый Берег.

О том, как появилось название урочища Дедова Гора, рассказывают такую легенду. Давным-давно на горе одиноко жил колдун. Однажды к нему в сад забрались деревенские мальчишки. Дед их заметил и прогнал. В тот же день один из мальчиков утонул. Разгневанные местные жители сожгли колдуна. И гора с тех пор стала называться Дедовой. Рассказывают также: иногда по ночам на горе, видят одетого в белую домотканую одежду старика, который ходит и что-то ищет.

Река Словечно бросилась догонять Припять, и за столетия истории от старых ее русел за Славешней (так ее называют местные жители всех населенных пунктов, живущих рядом с ней — здесь и далее прим. автора) осталось много озер, в том числе сильно заболоченное урочище Катагань. В этом же направлении, сразу же за рекой, но вправо, находится урочище Бор.

А влево за рекой было урочище Фольварк. Местность за ним называлась Железница. В этом урочище когда-то добывали «жужаль» (болотную руду) и возили ее на волах к дороге. А потом доставляли в урочище Печки, где и выплавляли железо. Благодаря этому производству примерно в середине XVIII века рядом с Белым Берегом появилась деревня Белобережская Рудня.

За Катаганью начиналось урочище Казенное — Мухоедовский лес. Он и определил род занятий многих белобережцев. В 1936 году было образовано Белобережское лесничество. Его здание находилось в нескольких километрах от дороги на Киров.

Влево от деревни шла дорога к Белобережской Рудне, которая называлась Плутовица, а вправо шли две дороги на Грушевку. Одна вдоль Словечно, мимо Лысой и Высокой гор, а другая — через Кимборовку.

Белый Берег состоял из трех частей-«концов». Первая — Село — находилась при въезде в деревню влево, вторая — Мельники — направо, а третью часть деревни вправо от Мельников, в сторону кладбища и бывшей колхозной фермы, называли Кимборовкой. По названиям частей-«концов» деревни прослеживаются этапы ее формирования. Самой старой, конечно, было Село.

В Описи Овручского замка 1545 года о Белом Береге написано так: «Три службы людей, дани от них шесть кадей меда» (кадь — это 12 пудов). Само слово «село» подсказывает, что когда-то в Белом Береге была церковь, но архивные документы этот факт пока не подтвердили.

Переходя от одного владельца к другому, Белый Берег становится собственностью Аскерок, а затем — помещика Николая Брозина, при котором впервые упоминается мельница на реке Словечно. С этого момента, скорее всего, появляется еще одна часть деревни — Мельники. Еще одна мельница была между Белым Берегом и Белобережской Рудней.

Жили в Белом Береге и евреи. Вот что воспоминает Сергей Артюшенко:

В Белом Береге раньше жило пять семей евреев. Они руководили мельницей, что была панской, на реке Славешне. Занимались мелким торгом и держали корчму. Это было при панах, а потом они куда-то съехали. Их хаты я еще помню.

Откуда произошло название Кимборовка — остается пока загадкой. Конечно, прослеживается какая-связь с тем, что и в Мозыре есть тоже часть города с таким же названием, и, вполне возможно, топоним этот перешел оттуда, а может и наоборот…

Если идти по дороге через Кимборовку в сторону Грушевки, справа от дороги есть урочище Крымок. Это поле и небольшая горка. Этот топоним еще раз подчеркивает, что Белый Берег в истории нашего района играл не последнюю роль. Слово «крым» переводится с татарского языка как лагерь. Значит, там когда-то татары стояли лагерем. Более того, через болото в Белом Береге есть место, которое называется Татарский Брод. По словам старожилов, «татары сюдой греблю гатили, чтобы перейти на другую сторону болота. Потом там был мостик».

К середине 20-х годов укрепилась советская власть. Жителям Белого Берега пришлось пережить те процессы, которые повсеместно происходили по всей стране. Раскулачили Ивана Николаенко. Дом у него забрали, перевезли в Вербовичи и построили магазин. А в Белый Берег из Березовки привезли дом и поставили клуб. В деревне появился колхоз «13-й Кастрычнік».

С началом войны деревня оказалась в оккупации. Помнят жители ночные визиты партизан, и то как убегали в лес от мадьярского карательного отряда, который затем сжег Грушевку. Жителей деревни в этот период, пожалуй, характеризует то, что сказал мне Сергей Николаенко: «В Белобережской Рудне были полицаи, а в Белом Береге — ни одного!» Десятки белобережцев отправились воевать с фашистами и более 50-ти не вернулись.

После войны и реорганизации колхозов ее жители трудились в колхозе «Восход». Ферма деревни Белый Берег была всегда в числе передовых.

После катастрофы на ЧАЭС жителей отселили в д. Скрыгалов, где появилась улица с одноименным названием — Белый Берег. Но история деревни на этом не закончилась. Некоторые жители деревни вернулись обратно в свои дома, и жила деревня, пока не умер последний коренной житель — Сергей Артюшенко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василий ЧАЙКА, фото из архива автора

Если вам понравилось, поделитесь ссылкой с друзьями:

BB-cсылка на публикацию:

Прямая ссылка на публикацию:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!